Таким образом, для пробуждения и развития интереса к литературе, как на уроках, так и на внеклассных занятиях необходима системная поисковая деятельность, опора на имеющиеся интересы, знания, использование установок, обеспечение успеха, общественного признания. Только тогда "интерес (имеющий важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека) будет являться одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний (в нашем случае, в области литературы) расширения кругозора, повышения познавательной активности человека, служить одним из важнейших условий подлинного творческого отношения к работе". Велика роль интереса в учебной деятельности, в успешном овладении учебным предметом. При наличии интереса знания усваиваются прочно, основательно, находят применение в жизни. По-мнению Л.С. Выготского "психологи очень правильно сравнивают роль интереса при запоминании и аппетита при усвоении пищи", следовательно, на то, что мы смотрели с интересом, усвоили наилучшим образом. Также Выготский выделяет объединяющую функцию интереса, которую он играет по отношению к различным элементам усваиваемого материала: "Интерес создает постоянное направление в русле накопления знаний и, в конечном счете, является органом отбора в смысле выбора впечатлений и объединяющий их в одно целое". Важным условием для формирования интереса именно такого рода является то, что все аспекты изучаемого произведения (содержание, сюжет, проблематика и другое) должны быть интересны учащимся, должны отвечать их повышенному интересу к нравственным и моральным проблемам.
В школьной программе предлагается ряд произведений подобной проблематики. Мы остановимся на рассмотрении сказок Х.К. Андерсена.
Таким образом, мы рассмотрели те стороны сказок Андерсена, которые может использовать учитель на внеклассных занятиях с целью повышения интереса учащихся к литературе. Эти занятия могут проводиться в различных формах.
По мнению Богдановой О.Ю. формой, располагающей большими возможностями для того, чтобы школьник мог в полной мере проявить собственную активность и инициативность, что, в свою очередь, создает необходимые условия для возникновения у учащихся интереса к учению, является организация внеклассной работы по литературе: " Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется тем, что …она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы…" таких как литературная заочная экскурсия, литературный вечер с элементами инсценирования, литературная викторина и других. Прежде чем мы обратимся к специфике этих форм, выясним, что же такое внеклассная работа.
Вот уже более двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства.
Важность ее для учебных занятий и школы в целом отмечалась еще Н.И. Пироговым, Н.Г. Чернышевским, К.Д. Ушинским. Но нельзя забывать о том, что " организация внеклассной деятельности - это не продолжение и не добавка к уроку - а специфичная и очень тонкая профессиональная работа". Г.В. Банчуков считает, что " все формы внеклассной работы подчинены одной цели - идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников". Вообще в урочной и внеурочной работе совпадают не только общие цели литературного образования в школе, но и методы изучения литературных произведений.Н.И. Кудряшев: " На факультативных и внеклассных занятиях большее место занимают те методические приемы, которые требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы и искусства. Взаимосвязанное дополнение и обогащение при ведущей роли урочной работы - такова суть органической связи внеклассных занятий: знания, приобретенные учащимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеурочной деятельности. Несмотря на, глубокую и прочную связь, между классными и внеклассными занятиями существуют различия. Доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова считает, что "если на уроке основным объектом осмысления выступает истина, то основным объектом во время внеклассной работы выступает идея, которая содержит в себе ценностные отношения к каким-то объектам мира и жизни, она складывается и формируется в практическом опыте жизни каждого"; посещение уроков обязательно для учащихся - участие в школьном литературном кружке, клубе, вечере и других мероприятиях носит добровольный характер; "если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассной работе другая задача - углублять уже возникший интерес", расширять кругозор; на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, личностные особенности; для внеурочной деятельности характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство школьников с разнообразным кругом новых для них произведений.
Другие статьи:
Личностно-развивающий потенциал урока как предмет специальной
проектировочной деятельности учителя
Он реализуется с учетом возрастных особенностей школьников. Итак, урок может содержать в себе: - включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому; - организация деятельности учащихся, имплицитно содержащая возможность рефлексии, самооц ...
Особенности работы логопеда по развитию мелкой моторики у детей – логопатов
Для детей - логопатов дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия детей. Однако, те проблемы, кото ...