По мнению О.Ю. Богдановой "внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна". Исходя из взаимосвязи различных видов искусства (литература и театр, литература и живопись) Богданова О.Ю. все же выделяет три относительно самостоятельных направлений во внеклассной работе:
1. Литературное краеведение, ставящее своей целью обращение к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей "малой Родины" в произведениях художников слова. К литературному краеведению относятся следующие формы: экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев.
2. Литературное творчество школьников - это выражение ребят в слове, образе. Такие формы как кружки, студии, издание рукописных журналов, альманахов и стенгазет делают по-настоящему творческим процесс чтения.
3. Художественно-исполнительская деятельность ребят находит выражение в кружках выразительного чтения, школьных театрах, организующих инсценировки любимых произведений, которые приносят радость не только исполнителям, но и всем зрителям, приобщая их к искусству слова.
Для любого из трех направлений центром работы является "работа с книгой, ведь ни литературное краеведение, ни связь с другими искусствами не должны являться самоцелью".
При организации внеклассной деятельности учителя сталкиваются с большим количеством проблем, разработкой которых занимались Н.А. Бодрова, Т.Г. Браже, Л. Голубев, С.А. Гуревич, С.Ф. Кулешова и многие другие. Авторы исследований признают, что крупнейшим недостатком организации внеклассной работы по литературе является сведение всей работы к числу "мероприятий", цель которых до конца недопонимается ни учителями, ни, тем более, учениками. Поэтому такие внеклассные занятия просто не могут нести воспитательную задачу. Во избежание подобных ошибок авторами исследований в области внеклассной работы по литературе разработано несколько требований к ее организации:
1. Органическое единство учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной работы.
2. Предоставление каждому учащемуся в свободное от учение время возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей.
3. Целеустремленность, общественно полезная направленность, разнообразие, увлекательность занятий.
4. Повышенная роль учащихся.
5. Читательские интересы, учитывая которые, учитель может провести такое мероприятие, которое оставит неизгладимый след в сердцах учеников.
Только при соблюдении вышеперечисленных требований внеклассная работа будет выполнять присущие ей функции (выделенные Щурковой Н.Е. в работе "Педагогическое назначение внеклассной работы"):
"обнаружение проблемы жизни требует вскрытия за конкретным - общего, за повседневным - вечного, за предметно-вещественным - абстрактного";
"состоит в оснащении детей жизненно важными умениями, которые позволили бы им решать проблемы собственной жизни самостоятельно";
в ходе работы ребята, проживая ценностное отношение, учатся любви к жизни во всех её проявлениях и со всеми её насущными проблемами.
"Итоговым продуктом внеклассной деятельности становится созданный в сознании школьников образ жизни. Разумеется, он складывается под влиянием множества факторов, и уроков в том числе, однако, во внеклассной работе образ желаемой жизни проживается и осмысливается одновременно" - утверждала Щуркова Н.Е. Кроме того, результатом внеурочной деятельности является расширение литературного кругозора, овладение навыками анализа произведения; выполнение творческих заданий ведет к развитию творческих способностей и самостоятельности, умения доказывать, сравнивать, обосновывать и, несомненно, повышению интереса к литературе.
Другие статьи:
Статистический анализ тестирования результатов учащихся
Зная статистические характеристики теста я посчитала стандартную ошибку измерения по формуле SE=Sx 1-rн, получилось примерно 1,83. Тогда нижнюю границу интервала, в котором находится истинное значение вычисляем по формуле Xi-1.96*SE, а верхнюю границу интервала, в котором находится истинное значение – по фор ...
Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и
перспективы развития
Стремительное развитие информационных технологий и реализация программы «Информатизация образования» привели к тому, что «предметный кабинет» (в том числе и «кабинет истории») был полностью пересмотрено. Ключевым инструментом в кабинете истории стал - компьютер, а сам кабинет превращается в информационно-тем ...