Он реализуется с учетом возрастных особенностей школьников. Итак, урок может содержать в себе:
- включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому;
- организация деятельности учащихся, имплицитно содержащая возможность рефлексии, самооценки и других проявлений личностного опыта учащихся;
- проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;
- разработка таких элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали стремление к достижениям, к саморазвитию;
- введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к процессу творчества;
- построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества;
- учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;
- применение активных и интерактивных методов обучения – групповых, коллективно-распределенных, игровых, контекстных и др.;
- передача учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных ошибок;
- дозированная помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности и режима напряжения (зона ближайшего развития);
- осознание учащимися логики урока, проявление познавательной инициативы, постановка собственных вопросов и проблем;
- диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга, возможность проявить сою позицию, выразить собственное мнение, взаимную толерантность;
- стремление достичь результата путем собственных усилий, отсутствие страха рискнуть, пойти собственным путем;
- самостоятельность речи и общения, рефлексивные высказывания учащихся;
- предъявление учебного материала в виде задач и проблем, принятие их учащимися;
- имитационно-игровое моделирование социальных проблем и коллизий, принятие учащимися ситуации игры и игровой роли;
- авторская позиция учителя, стремление реализовать собственную индивидуальность.
Рассмотрев возрастные особенности школьников можно прийти к общему выводу о некоторых закономерностях развития учебной деятельности:
1. Чем младше ребенок, тем в большей мере он учится на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения увеличивается.
2. Если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически относиться к учебному материалу.
3. Господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.
4. Возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов.
5. С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности.
6. С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей.
Таким образом, возрастные особенности младших школьников, подростков и старшеклассников не просто влияют на педагогический процесс, но могут оказывать влияние на его формирование. В виду того, что учителя обращают внимание на возрастной кризис того или иного ребенка и строят свой урок с учетом особенностей возрастного периода, педагогический процесс постоянно меняется, перестраивается, одним словом, формируется.
Другие статьи:
Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...
Итоговый тест по физике за I четверть для учащихся
7 класса
1. К физическим явлениям относится 1) размножение микробов 2) пожелтение листьев 3) падение капель дождя 4) гниение соломы 2. Физическим телом является 1) нож 2) вода 3) ураган 4) температура 3. Веществом является 1) веревка 2) железо 3) литр 4) ветер 4. Данный термометр показывает температуру…
°С 1) 37.5 2) ...