Интерес как познавательная направленность личности характеризуется тремя составляющими:
положительными эмоциями по отношению к деятельности;
наличием познавательной стороны этой эмоции, то есть радостью познания;
наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься.
Интересы бывают нескольких видов:
эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием;
постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности;
непосредственные, вызываемые привлекательностью объекта;
опосредованные к объекту как средству достижения целей деятельности;
поверхностные, вызываемые внешней занимательностью объекта, без глубокого проникновения в его суть;
глубокие, характеризующиеся устойчивым вниманием к сущности интересуемого объекта. Именно формированию глубоких и устойчивых интересов к литературе должна быть посвящена педагогическая деятельность учителя-филолога. Наша исследовательская деятельность направлена на то, чтобы показать конкретный путь формирования глубоких, устойчивых интересов к литературе.
Данный проект значим для педагогов-филологов, практикующих в среднем звене. Так как именно в подростковом возрасте начинают формироваться устойчивые интересы, развитие которых в этом возрасте определяется "прежде всего общей атмосферой школы, увлеченностью педагога собственным предметом и наличием у него более широких интересов, желанием передать это ученикам; тем, что в школе ценятся и поддерживаются увлечения школьников".Л.С. Выготский полагал, что "Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направленные определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями, интересами".
Таким образом, мы убедились еще раз, что формирование интересов в подростковом возрасте играет решающую роль в развитии личности, ведь именно период 11-15 лет характеризуется как этап сенситивности для развития познавательных интересов. Психологи обращают внимание на поверхностность и разбросанность интересов в этом возрасте; недаром говорят, что подростки знают и интересуются всем, что не входит в школьную программу, и очень часто отрицают требование взрослых считать, что "их главная деятельность - учеба", поэтому школьников нужно больше вовлекать во внеучебную деятельность, учитывая их возрастные особенности: стремление к познанию и самопознанию, проявление повышенной активности, усложнение отношений со взрослыми (вызывают протест приказ и требование), появление стремления составить общую картину мира, определить цель жизни, стремление к самоактуализации, потребность в интимно-личностном общении со сверстниками, появление более широких разносторонних интересов - тех, которые оказывают наиболее глубокое влияние на жизнь и деятельность школьника. Важно учитывать, что познавательные интересы подростка часто избирательны: он может отдавать явные предпочтение одним учебным предметам и проявлять безразличие к другим. Характерно возникновение интереса к спорту, политической жизни страны, труду, проблемам морали, художественной литературе (предпочитаются сказочные сюжеты с элементами волшебства, поэтому мы можем сказать, что выбор сказок Андерсена для проведения внеклассных занятий психологически обоснован с точки зрения возрастных особенностей подростков).
Другие статьи:
Особенности проведения эксперимента в разделе «Растения»
Постановка учебных опытов по разделу «Растения» предусмотрены школьной программой. Эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около трети уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. Роль эксперимента в ...
Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...