Важно помнить, что наиболее эффективное формирование интереса должно проходить ряд необходимых этапов:
Подготовка почвы, обеспечение материальных условий, некоторого запаса знаний и умений.
Создание положительного отношения к предмету или деятельности (необходимая предпосылка интереса). Существует два пути создания положительного отношения:
пробуждение положительных переживаний, связанных с деятельностью, лицами, объектами, обеспечивающих положительное эмоциональное отношение к деятельности;
раскрытие объективного значения предмета, личностного и общественного смысла деятельности, обеспечение положительного сознательного отношения к ней. Однако создание положительного отношения еще не обеспечивает воспитания собственно интереса.
3. Собственно интерес формируется только в процессе специально организованной деятельности, которая пробуждает у учащихся познавательные интересы.
Проследить динамику развития интереса помогают критерии его проявления:
1. Специфичные для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроках. Предполагают активное включение в процесс учения, жадное восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникающие вопросы в процессе учебной деятельности.
2. Особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся во внеурочной деятельности: ученики часто берут задания для докладов, читают дополнительную литературу, после уроков окружают учителя с вопросами.
3. Особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к деятельности. Об этих особенностях можно судить по тому, что делают учащиеся дома, на что расходуют сбережения, что просят подарить на день рождения.
Таким образом, мы делаем вывод о том, что именно в подростковом возрасте через определенную систему этапов формируются устойчивые, глубокие интересы, влияющие на дальнейшее развитие человека как личности. Именно поэтому педагогам нужно знать, какие условия необходимо соблюдать в организации внеучебной деятельности для формирования устойчивых интересов учащихся к предмету. Многие ученые-исследователи обращались к проблеме создания условий интереса к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирование самого интереса, такие как: А.К. Маркова, С.М. Бондаренко, М.Ф. Талызина, И.А. Зимняя и многие другие. Одним из первых к этой проблеме обратился Л.С. Выготский в "Собрании сочинений" и сделал три важных педагогических вывода из учения об интересах, которые мы сейчас можем назвать условиями формирования интереса:
1. "Заключается в связности между всеми предметами курса" - это лучшее средство единого интереса, длительного, но нераздробленного, позволяющего охватить все предметы обучения.
2. При повторении учитывать одно из правил формирования интереса: "расположить предмет таким образом, чтобы он в возможно кратком и упрощенном виде был пройден сразу в полном объеме". Затем вновь возвратиться к изученному, но с множеством новых фактов, раскрываясь с новой стороны, поэтому интерес легко возникает сам собой.
3. "Предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить ребенка тому, что его интересует, начинать с того, что ему знакомо и естественно возбуждает его интерес". Эту точку зрения разделяют и составители педагогической энциклопедии под редакцией И.А. Каирова: "Важную роль, которую интерес играет в учебной деятельности, ставит задачу сделать учение интересным, что может быть достигнуто путем опоры на личные, уже имеющиеся у учащихся интересы, хотя бы и не относящиеся к данному учебному предмету". Огромную роль в пробуждении и развитии интереса к учению, знаниям играет качество преподавания (эмоциональность, яркость, живость) и личность учителя. Очень важно помочь учащемуся на собственном опыте убедиться в неразрывной связи приобретенных знаний с практикой, "прочувствовать" их значимость. В тех случаях, когда непосредственно связать учебный материал с жизнью трудно, положительную роль играют указания педагога на важность изучаемого материала для общего развития, на его образовательное значение. Другой основной путь воспитания учебных интересов - включение школьников в активную творческую деятельность, направленную на познание данного объекта (например, активное участие учащихся во внеклассных занятиях), подбор интересных заданий, новых по содержанию и форме, побуждающих к самостоятельному активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с радостью, положительными эмоциональными переживаниями. Существенную роль играют интересы самого учителя, которыми он может "заразить" школьников опять же через проведение системы внеклассных занятий, используя живую, эмоционально окрашенную речь. Ильин говорил по этому поводу, что "…. творческий прием - это то, чем запомнится всякий урок - всегда и всеми".
Другие статьи:
Общение подростка
Общение подростка со сверстниками В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя ...
Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака
Конец XIX начало XX века в Европе характеризовался очередным витком подъёма педагогической «революционной» мысли. Педагогические идеи этого периода в своей основе не были принципиально новыми, они базировались на платформе гуманистической педагогики, подготовленной ещё философами античной эпохи. Идеи гуманиз ...