Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Педагогика как наука » Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Страница 13

проявление повышенной активности, дающее возможность практически всем учащимся принять участие в подготовке и проведении занятий;

усложнение отношений со взрослыми, ведущее за собой протест против приказов и наставлений. Поэтому при организации занятий учитель занимает позицию консультанта и помощника;

стремление к самовыражению. Учитывая эту особенность, мы дали возможность учащимся заняться тем делом, которое им ближе, и в котором они могут себя проявить.

Учет возрастных особенностей и специфика внеклассной работы были положены в основу проектируемых нами занятий, которым присущи все признаки системности, выделенные В.С. Безруковой:

В основе - полнота компонентов, способствующих достижению одной цели. В нашей системе в качестве компонентов выступают различные формы внеклассных занятий, объединенных одной целью - развитием у учащихся 5 класса интереса к литературе.

Наличие связей и зависимостей между компонентами, взаимосвязанных одной целью. Все разработанные нами внеклассные занятия последовательны по отношению друг к другу, что выражается:

В их содержании:

на экскурсии происходит развитие интереса через расширение и углубление представления о личности писателя - сказочника посредством ознакомления учащихся с рассказами экскурсоводов об отдельных этапах жизни писателя, подкрепленных фотографиями и репродукциями картин;

на литературном вечере предполагается развитие интереса через углубление и расширение представления о своеобразии творчества писателя посредством визуального и аудиального ознакомления с его сказками (через инсценирование отдельных эпизодов);

на литературной викторине происходит развитие интереса к литературе через осмысление некоторых проблемных сторон произведений, а также своеобразная проверка уровня сформированности представления о специфике сказок Андерсена посредством участия в обсуждении и вопросов, а также участия в инсценирование отрывка из произведения.

2. В наличии взаимосвязанных, единых для внеклассных занятий методов и принципов, которые мы подробнее опишем ниже.

3. Наличие ведущего звена, идеи, необходимой для объединения компонентов. Наши занятия объединены:

темой: "Своеобразие сказок Х.К. Андерсена";

целью: развитие интереса к литературе у учащихся 5 класса;

идеей: вызвать у учащихся интерес к литературе через своеобразие сказок Андерсена.

4. Появление у компонентов системы общих качеств, что обусловливается спецификой внеклассных занятий: органическое единство учебной и внеучебной работы; предоставление каждому учащемуся возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие форм занятий; повышенная роль и активность учащихся; большая степень детализации и другие, описанные нами в пояснительной записке.

Таким образом, учитывая вышеизложенные доказательства, мы можем утверждать, что все внеклассные занятия приведены в единую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Важно отметить, что выбранные нами формы внеклассных занятий определяют методы, лежащие в основе организации деятельности на внеклассных занятиях. По мнению профессора Пидкассистого, выбор методов зависит от:

1. Общих целей воспитания и развития. В нашем случае внеклассные занятия объединены общей целью - целью развития интереса к литературе, которое может происходить только при сознательной, интенсивной работе учащихся. Поэтому все методы направлены на включение учащихся в активную творческую деятельность (по Кудрешову): метод творческого чтения (выразительное чтение), эвристический (инсценирование, проблемные вопросы).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Другие статьи:

Особенности подросткового возраста
С тезисом, о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законом подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития (в частности, значения общества и различных с ...

Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста
С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психол ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru