Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных программ

Педагогика как наука » Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста » Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных программ

Страница 1

Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей.

В развитии чувства времени образовательные программы имеют достаточно высокий потенциал, хотя последовательная и плановая работа в данном направлении не предусмотрена.

В основе программы «Радуга» лежит идея развития детей в процессе игры, поскольку авторы считают, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя. В программе во всех видах деятельности используются сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры с правилами. При этом практически не уделяется внимание развитию у детей чувства времени, нет выраженной системы, хотя определенные предпосылки к созданию условий для развития данного качества ребенка имеются.

Программа «Развитие» предполагает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей во всех возрастных группах, которое можно рассматривать как возможность развития чувства времени: интеллектуальное развитие включает освоение линейного времени, а творческое основано на развитии художественного времени. Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду и может способствовать развитию психического времени. Идея Л.А.Венгера об амплификации (обогащение, наполнение) развития ребенка, предполагает гармонизацию внутренних процессов. Как возможность развития представлений о времени можно рассматривать положение программы об универсальных действиях ориентировки детей в окружающей среде.

Программа «Истоки» нацелена на развитие разносторонних способностей детей. На музыкальных занятиях реализуются задачи формирования запаса впечатлений, как представлений о прошлом; развивается умение выражать в естественных пантомимических движениях динамику музыкального образа, что способствует координации и синхронизации ритма, времени и пространства. Как видно из задач программы, развитие чувства времени особо не выделено. Однако необходимо отметить гармонизирующее начало символики программы («солнышко», «цветок», «яблоко», «детское личико»). По структуре и по направленности эти символы изначально гармонизируют личность, что является немаловажным в развитии чувства времени у детей.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» задача по развитию чувства времени не ставится, но отчасти решается в разделах «Развитие элементарных математических представлений» и «Ориентировка во времени» по методике Т.Д.Рихтерман. Детей знакомят с измерением времени (1, 3, 5, 10 минут), тренируют чувство линейного времени, способность заканчивать задания точно по времени с часами и без часов.

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» направлена на развитие ритмической пластики, двигательных умений, умения передавать метроритм, на тренировку психических процессов, что немаловажно для развития психического вида времени. Чувства времени и пространства развиваются в процессе ориентации в пространстве. Детям даются такие понятия, как «большой - маленький», «быстро - медленно», «далеко - близко», «долго - недолго».

Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании» по своему характеру является развивающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства. Данная программа имеет достаточный потенциал для развития художественного времени средствами различных видов искусств. В ней не вынесены отдельно задачи развития эстетических чувств: чувства ритма, времени и пространства, но в содержании программы даются представления о временном характер произведения литературы, о временном развитии музыкального образа. В процессе ритмически организованной деятельности дети учатся ориентироваться во времени и пространстве, перестраиваться и адаптироваться в нем.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Принципы интенсификации обучения
Для интенсификации обучения большое значение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учеников активной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и других способностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подхода к целеполаганию. При осуществлении его на практ ...

Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru