Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 4

- Одиннадцать - двенадцать.

- Какой у нас сейчас год?

- Сейчас 2009год. (Запись на доске: «2009 г».)

- Сколько полных веков в числе 2009? Двадцать. (Учитель подчёркивает в числе 2009 первые две цифры.) – XX веков.

- Что же означает число 9?

- Число 9 означает, что 9 лет прошло уже следующего , XXI-го века.

- Как же можно сказать о том времени, в котором мы живём, не употребляя слово «год»?

- Мы живём в XXI-м веке.

- В начале беседы мы установили, что древние славяне жили 11-12 веков назад. Определите, какой век был 11 столетий назад.

- 11 столетий назад был девятый век. (На доске запись «20 веков-11 веков=9 веков».)

- А какой век был 12 столетий назад?

- 12 столетий назад был 8-й век.

- Можно сказать, что древние славяне жили в VIII-IX-м веках. Следовательно, мы с вами начали изучать историю с VIII-го века.

Одним из приёмов закрепления хронологии является установление связи между историческими событиями и основными этапами жизни исторических деятелей, участвовавших в этих событиях, в частности введение данных о возрасте исторических деятелей.

Исторические деятели выступают у нас на уроках обычно либо лишёнными возрастной определённости, либо в некотором стабильном возрасте, зафиксированном в представлении учащихся чаще всего на основании портретов, помещённых в учебнике, на основании популярных исторических фильмов и т. п.

Не создадим ли мы у школьника более реальное представление исторического времени, если в рассказе о походе на Казань упомянем о 22-летнем царе Иване, а конец Ливонской войны свяжем с представлением о человеке, перевалившем на шестой десяток?

Важнейшие хронологические даты нужно запомнить и твёрдо знать. Закрепление хронологических дат начинается уже в ходе сообщения нового материала: учитель чётко называет дату, повторяет её, записывает на доске; школьники записывают её в тетрадь, заносят в календарь событий, в хронологическую карточку, которой пользуются при повторении. Дату важно не только запомнить, ещё важнее не забывать её. В практике преподавания не редко встречается беглое повторение ранее усвоенных дат путём спрашивания вразбивку. Такое закрепление в лучшем случае даёт лишь механическое запоминание.

Полезны хронологические задачи, способствующие сознательному закреплению дат и раскрытию связей и закономерностей, например задача: о чём рассказывают даты 1497,1581, 1597, 1649?

Выполняя задания по хронологии, ученики к каждой дате подбирают соответствующее событие, вычисляют продолжительность событий, расставляют их в хронологической последовательности ; определяют временные промежутки между ними, отдалённость от нашего времени. Основные даты ученики записывают в единую хронологическую таблицу в конце тетради. В процессе объяснения нового материала учитель записывает основные даты на доске. По сравнению с опорными основные даты записывают более крупно и заключают в рамку.

Для понимания хронологии важно связывать каждую новую дату с предшествующей. По ходу объяснения учитель задаёт вопросы: Сколько лет прошло с …? Произошло это раньше или позже? На сколько лет? Когда это было? В какой хронологической последовательности мы поставим события…? Какое важное событие произошло в … году?

Для осознанного запоминания дат и событий их важно также связывать со временем правления конкретных лиц – князей, царей и императоров. Для этого учитель ставит ученикам вопросы: Во время чьего правления был построен…? Что построено раньше, а что позже, на сколько лет? В какие века?

В усвоении хронологии помогают различные игровые приёмы. Например, всем классом дети заранее изготовляют карточки в виде рыбок с датами. К ним прикрепляют скрепки, кладут в коробку и по очереди начинают «удить рыбу». «Поймав» дату, ученик рассказывает о связанном с ней событии.

Таким образом, в методике и практике преподавания истории в начальной школе могут применяться различные приёмы формирования хронологических представлений, которые в дальнейшем будут переведены историками – предметниками в прочные понятия. Отбор приёмов и их применение зависит от творческих способностей и опыта учителя. Практикующие учителя могут разрабатывать и собственные варианты применения конкретных приёмов на конкретных уроках.

Констатирующий эксперимент

Цель:

выявить уровень сформированности хронологических представлений у детей.

Задачи:

1. Подобрать задания.

2. Провести тест.

3. Проанализировать работы.

4. Представить анализ работ графически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Формы представления алгоритма
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, программа (алгоритмический язык). Словесный способ представления несложен, но имеет ...

Мультимедийная аппаратура
Термин «медиа» происходит от латинского слова media, переводимого как «среда, или носитель информации». «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Прежде всего, здесь имеется в виду звуковая и видеоинформация . Наиболее ш ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru