Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 2

Лучше всего усвоение этих понятий проходит на специальных занятиях в рамках пропедевтического курса, основанного на вспомогательных исторических дисциплинах, например в курсе «Введение в историю», разработанном Е. В. Саплиной и А. И. Саплиным .

По программе Е. В. Саплиной и А. И. Саплина «Ведение в историю» тема «Лента времени» изучается одной из первых.

Авторы предлагают детям познакомится с понятием «историческое время», основываясь на их жизненном опыте.

Пример. На уроке по теме «Лента времени» в ходе беседы учитель задаёт вопрос: «В каком году вы родились?» Школьник отвечает: «Я родился в 19… г.». Если спрашивают: «Когда произошло какое-либо событие?» - то отвечают: «В таком-то году, веке, тысячелетии».

Вводятся понятия: «год», «век», «тысячелетие» (возможно чтение текста учебника).

Далее вводится понятие «линия времени» и учитель объясняет, что штрихами на «линии времени» нанесены века. (Каждый отрезок равен 100 годам. Например, года между 1801-м и 1900-м приходятся на XIX век). Любое историческое время мы можем нанести на «ленту времени». И далее идёт работа с творческими заданиями.

Пример. В «тетради для творческих заданий», разработанной Е. В. Саплиной и А. И. Саплиным, предлагаются следующие упражнения.

1.Нарисуйте «ленту времени» и выполните задания:

- разделите её на 30 отрезков (каждый отрезок будет соответствовать веку);

- на последнем отрезке обозначьте год и век, в котором мы живём;

- отсчитайте по одному веку назад, отмечая их на «ленте времени» XIX, XVIII, XVII и т. д.;

- окончание счёта обозначьте цифрой 0;

- на оставшиеся отрезки нанесите обозначение веков до нашей эры.

2.Попробуйте приблизительно найти на «ленте времени» те годы, когда произошли следующие события;

- крещение Руси – 988 г.;

- Куликовская битва – 1380 г.;

- Бородинское сражение – 1812 г.;

- Марафонское сражение между греками и персами – 490 г. до нашей эры

3.Проверте своё знание римских цифр, которыми обозначены века. Напишите их значение арабскими цифрами.

4.Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже годы, например: 1779 г. – XVIII век и т. п.

5.Перед вами «лента времени». Вырежьте фигурки разных людей (изображение фигурок даётся в тетради, что облегчает работу учителя и не искажает представлений детей о эпохе) и наклейте их на «ленту времени» в те отрезки, которые соответствуют времени их жизни.

Перечислим методы и приёмы, используемые учителем для формирования хронологических представлений:

1.При подготовке к уроку необходимо тщательно отобрать даты, которые должен запомнить ребёнок в процессе изучения нового материала.

2.Даты необходимо выписывать на доску и по ходу изложения материала, фиксировать на них внимание детей.

3.При закреплении даты необходимо использовать элементарные хронологические задачи различного типа.

4.»Лента времени» - эффективный приём, который можно использовать на различных этапах урока.

5.Можно использовать различные игровые моменты: ребусы, кроссворды, загадки, ассоциации, хронологическое лото, логические цепочки, игры «Поймай дату», «Четвёртый лишний» и др.

6.Также можно проводить работу с хронологическими таблицами.

Формирование первичных представлений о времени у младших школьников позволяет начать формирование представлений о движении исторического времени, что в последствии позволит более продуктивно рассматривать закономерности развития исторического процесса.

Формирование историко-временных представлений начинаются в тот момент, когда учащиеся впервые знакомятся с историческим фактом. Уже в 1 - 2-м классах учитель, сообщая отдельные факты из прошлого нашей Родины, заботится о том, чтобы в сознании детей запечатлеть своеобразие этих фактов, не похожих на окружающую их жизнь. В результате у учащихся создаётся впечатление о том, что жизнь людей в прошлом очень сильно отличалась от современной. Вводится и первое историко-временное разграничение: прошлое – настоящее – будущее. Учащимся 2 класса доступно уже и более конкретное понимание отдалённости событий в рамках, имеющихся у них временных представлений.

В 3 классе историко-временные представления учащихся развиваются и углубляются на базе создания образных представлений о прошлом. Объём исторического материала позволяет ввести ещё одно историко-временное разграничение – выделить жизнь людей в далёком прошлом. В этом же классе возможно и необходимо добиваться понимания учащимися последовательности свершения исторических фактов хотя бы в самой общей форме: какой факт произошёл раньше, какой следовал за ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных программ
Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей. ...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании: "Стратегии с ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru