Самым сложным в культурологическом подходе является погружение в определенный тип культуры. В преподавании МХК целесообразнее использовать ролевую игру. Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения школьников в их активном творческом процессе. Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так, завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в доме – музее, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию».
Образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями
Преподавание МХК в контексте инновационных педагогических технологий с методологической точки зрения базируется на двух положениях: целостности человеческой деятельности и деятельностном начале. Первое диктует выбор культурологического принципа как основного в изучении МХК, поскольку он обеспечивает наиболее широкий охват всего, что связано с художественной культурой и что влияет на её формирование, функционирование, изменения и т.д.
Культурологические методы подачи материала обеспечивают, с одной стороны целостность транслируемых представлений о культуре, а с другой – соответствие изучаемого предмета и методики его преподавания особенностям детского восприятия.
Для детского восприятия мира в целом и культурных феноменов в частности характерны:
целостность, синкретичность мышления. Ребенок воспринимает произведение искусства целостно, как единство, не расчленяя его на составные элементы;
конкретность и мифологичность;
деятельное отношение;
установка на изучение мира, потребность в ежедневных открытиях («как?». «зачем?», «что это значит?», «как это делается?», «для чего?» и т.п.):
ориентированность на проживание изучаемого материала по модели «здесь и сейчас», а не на отстраненные размышления по его поводу.
активное присвоение всего, что соприкасается с ним, богатый личный опыт, соединенный с опытом социокультурной микросреды ребенка и ещё не засоренный культурно-эстетическими шаблонами (этот опыт редко оказывается востребованным в педагогической практике).
Культурологический, целостный подход соответствует целостности, синкретичности детского мышления (это особенно важно в младшей школе), его установке на глубокое переживание миров, древних цивилизаций культурных артефактов, мифов, которые развертываются перед ним на уроках МХК.
В результате работы с новыми технологиями у школьников формируется устойчивая динамика:
Другие статьи:
Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их
проведение и анализ
Изучив теорию данного вопроса, у автора возникло желание и интерес реализации этого на практике. Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики развивает интерес у учащихся, автором были разработаны и проведены 12 уроков с использованием дидактических игр. ...
Этапы адаптационного периода
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено этапа (фазы) адаптационного процесса. 1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, наруше ...