Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляционного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.
Формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.
При проведении обследования состояния звукопроизношения речи детей, была использована методика Лопатиной Л.В. "Обследование речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи".
Приступая к обследованию, логопед знакомится с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы устанавливает с ним контакт и получает, таким образом, общее представление об особенностях звуковой стороны речи.
Обследование речи детей с ФФН проводится по нескольким параметрам, результаты которых отражаются в речевой карте:
Тест №1. Анкетные данные.
В данном параметре фиксируются данные о ребенке:
фамилия, имя ребенка;
дата рождения;
домашний адрес;
откуда поступил (а);
заключение ПМПК.
Тест №2. Анамнез.
При сборе анамнестических данных следует обратить внимание на:
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка.
2. Протекание беременности:
от какой по счету беременности ребенок;
характер беременности (токсикоз, хронические заболевания матери; простудные, инфекционные заболевания; применение медикаментозных средств; психические травмы матери).
3. Протекание родов:
роды в срок, досрочные (нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
характер родов (слабость родовой деятельности матери; применение средств родовспоможения (стимуляция); наличие асфиксий (синей, белой); травмы во время родов; резус-фактор(совместимый, отрицательный); вес и рост ребенка при рождении.
4. Ранее постнатальное развитие ребенка:
вскармливание;
раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит, время появления первых зубов).
5. Перенесенные заболевания:
до года;
после года;
ушибы, травмы головы;
судороги при высокой температуре;
наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и т.д.).
Тест№3. Речевое развитие ребенка.
При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи, речевая среда, оказывалась ли ранее логопедическая помощь.
Тест № 4. Логопедическое обследование.
Логопедическое обследование включает в себя изучение:
1. Состояние артикуляционного аппарата:
- губы (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа; расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя);
- зубы (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);
- язык (макроглоссия, микроглоссия; короткая, укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);
- твердое и мягкое неба (высокое или готическое; низкое; укорочения мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки).
2. Состояние артикуляционной моторики:
движения губ ("улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка" - "хоботок");
Другие статьи:
Как учится маленький ребенок
Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например, чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3--4 ...
Основные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Окружающие ребёнка взрослые знакомят малыша с многообразием природного и социального мира, в той или ...