Объектом нашего сопоставительного анализа стали три учебно-методических комплекса, рассчитанных на младших школьников. Это учебник И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для II класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, а также 2 учебника англоязычных авторов – «Bravo» Джуди Вест и «Welcome» Элизабет Грей и Вирджинии Эванс. Также в качестве дополнительного материала мы использовали учебник Т.Б. Клементьевой Happy English (книга 1). Хотя он рассчитан не на младших школьников, а на учащихся 5 – 6 классов и отвечает ныне устаревающим требованиям, согласно которым обучение иностранному языку начинается лишь в среднем звене, в нем содержится много упражнений на развитие различных языковых навыков при обучении детей английскому языку на начальном этапе, в том числе и на развитие навыков письма. Также используется пособие по обучению письму англоговорящих учащихся – Handwriting: Basic Skills and Applications, хотя сейчас в англоязычных странах (особенно в Америке) наблюдается отказ от использования письменного рукописного шрифта и замена его на печатные рукописные буквы.
Обучение письму начинается с освоения алфавита. Далее следует обучение начертанию печатных букв (отрывное письмо, более простое для усвоения, чем безотрывное), и только после запоминания алфавита и отработки основных навыков распознавания печатных букв идет обучение слитному написанию.
Во многих учебниках (например, в учебнике Клементьевой) в начальных упражнениях приводится не только написание букв, но и способ их начертания, отражающийся в виде стрелок, которые показывают, какие движения должна производить рука пишущего. Частотны задания типа «Напишите большие и маленькие буквы», в которых учащемуся предлагается воспроизвести начертание буквы с опорой на движения, указанные стрелками. В пособиях типа Handwriting дается не только схема движения руки пишущего в виде стрелок, но и анализ типичных ошибок почерка (маленькие или слишком большие отдельные элементы, неверный наклон и т.д.).
Методика обучения письму, представленная в учебнике «Bravo», основана на осознании острой необходимости большого количества практики письма, начиная от упражнений, направленных на формирование навыков написания отдельных букв, и заканчивая упражнениями на написание целых слов. В каждом последующем уроке присутствуют упражнения на закрепление навыков, полученных при работе с предыдущими главами учебника.
В первых уроках ученикам предлагаются задания написать парами заглавные и строчные буквы, обращая внимание на высоту букв, затем правильно написать свои имена. Такое же задание есть и в учебнике Клементьевой (приводится список русских имен, написанных латиницей, и учащимся предлагается выбрать из них свое имя и написать его на значке наподобие бейджа).
В учебнике Верещагиной и Притыкиной обучение написанию букв идет постепенно, в зависимости от степени сложности их начертания. Так, самыми первыми буквами, с которыми по этому учебнику знакомятся дети, являются простые в начертании и весьма частотные M, N, S, а самыми последними – редко встречающиеся X, Z и сложные в начертании W, Q. По такому же пути идет и обучение младших школьников русской азбуке: от самых частотных и простых в написании букв типа А, М, Т – к редким и сложным для осознания Ы, Э, Ю, Ь, Ъ. В этом учебнике школьники сначала знакомятся с согласными буквами и только потом – с гласными, что (см. гл. 2) связано с более сложными правилами чтения и транскрипции гласных по сравнению с правилами, касающимися согласных.
Так как в современной методике преподавания иностранных языков господствует комплексный подход (коммуникативный либо текстоцентрический), обучение письму теснейшим образом оказывается связано с отработкой у учащихся других речевых навыков. В первую очередь это навыки говорения и слушания (аудирования) на иностранном языке. Согласно господствующим приемам и методам обучения младших школьников иностранному языку, к тренировке навыков письма учащиеся приступают, имея в своем багаже знаний некоторый набор слов и выражений на изучаемом языке, которые они заучивают устно со слов преподавателя. Методы, используемые на этом подготовительном этапе – ситуативный или наглядно-предметный (при заучивании нового слова учащимся предъявляется предмет, обозначаемый этим словом, в настоящем виде или на картинке, а предложения – например, этикетные выражения, конструкции типа It is…, There is…, конструкции с глаголами движения и т.д. - усваиваются из ситуаций, реальных или смоделированных).
Другие статьи:
Психологические особенности процесса восприятия окружающего мира нормально
видящих детей
Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: – во-первых, объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, – во-вторых, оно объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, согласованной работе по переработке и получению информаци ...
Зрительное восприятие как сложная функциональная система
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического ...