Для проверки на практике гипотезы исследования в 2010-2011 учебном году в профессиональных образовательных учреждениях г. Махачкалы (Профессиональный лицей №9, Профессиональное училище №17, Профессиональное училище №21, Профессиональный лицей ДГИНХ), в которых работали мастера профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ", имеющие достаточно высокую квалификацию в области рабочей профессии и документ об окончании профессиональной школы или индустриально-педагогического техникума (колледжа) или какого-либо (чаще всего, технического) института и в "Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров" (ДИПКПК) на кафедре "Профессионально-технического образования", была проведена опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальное исследование состояния теории и практики педагогической подготовки мастеров позволили определить его объект - процесс формирования и развития педагогической культуры у мастеров в условиях наличия курсов, системы педагогической подготовки по месту работы мастера и его педагогического самообразования.
Предмет опытно-экспериментального исследования - условия развития педагогической культуры у мастеров, разработанные с учетом важнейших закономерностей педагогической культуры мастера и теоретических положений личностно-деятельностного подхода.
Цель опытно-экспериментальной работы - проверка эффективности условий, обеспечивающих развитие педагогической культуры у мастеров профессионального обучения.
В опытно-экспериментальной работе использовались:
наблюдение и протоколирование учебных занятий на курсах в системе повышения квалификации мастеров профессиональной школы;
наблюдение и протоколирование педагогических советов, семинаров, проведенных в контексте методической учебы мастеров;
наблюдение и протоколирование методической учебы, посвященной обобщению передового педагогического опыта, взаимопосещению уроков производственного обучения, анализу собственного опыта, ведению индивидуальных дневников, материалов, связанных с аттестацией мастера и его самообразованием;
беседы с мастерами, участвующими в эксперименте;
анкетирование преподавателей системы повышения квалификации и мастеров;
изучение результатов педагогической деятельности мастеров по месту работы (личностные педагогические достижения, личностные достижения учащихся учебных групп, которыми руководят мастера, участвующие в эксперименте);
проведение комплекса диагностических процедур, связанных с изучением уровней сформированности педагогической культуры у мастеров, предлагаемых вариантов обучения мастеров на курсах, в процессе методической учебы, посредством самообразования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения мастеров на курсах, посредством самообучения (автодидактики), в ходе методической учебы по месту их работы, и предусматривала три этапа.
На первом этапе был проведен анализ педагогической подготовки мастеров профессиональных образовательных учреждениях, в результате чего определены существенные противоречия. Выделены профессиональные образовательные учреждения, в которых руководители были настроены на принципиально иную систему педагогической подготовки мастеров.
При отборе экспериментальных профессиональных образовательных учреждений учитывалось следующее:
понимание и осознание руководителями профессиональных образовательных учреждений иного подхода к организации педагогической подготовки мастеров;
возрастающая роль мастеров в индивидуальном обучении (переподготовке) рабочих из числа безработных;
неиспользованные возможности практики в развитии педагогической культуры мастеров;
отсутствие в ныне действующих учебниках, учебных и методических пособиях эффективных условий целенаправленного развития педагогической культуры мастеров;
акцент курсов при системе повышения квалификации в сторону увеличения времени на изучение личности мастеров;
возможность консультирования мастеров посредством создания научных структур при профессиональных образовательных учреждениях.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы были отобраны профессиональные образовательные учреждения, готовые к экспериментальной работе.
Второй констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление состояния проблемы формирования педагогической культуры мастеров профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ", через решение следующих задач:
исследование сложившейся системы подготовки мастеров профессионального обучения;
выявление уровня знаний и умений мастеров, характеризующий их уровень педагогической культуры;
изучение методической литературы и программ на предмет возможности использования личностно-деятельностного подхода к подготовке и переподготовке мастеров;
выявление факторов, влияющих на педагогическую культуру мастеров профессионального обучения.
С мастерами была проведена "входная" диагностика на курсах в системе повышения квалификации в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров с помощью анкеты, которая позволила получить представление о мастерах профессионального обучения. Результаты "входной" диагностики, действительно показали их самооценку, отношение к профессии, а также информацию о себе.
Другие статьи:
Формирование навыков письма
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), гр ...
Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Задачи словарной работы: 1. Обогащение слов ...