Экспериментальное обоснование технологии формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Экспериментальное обоснование технологии формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 1

Для проверки на практике гипотезы исследования в 2010-2011 учебном году в профессиональных образовательных учреждениях г. Махачкалы (Профессиональный лицей №9, Профессиональное училище №17, Профессиональное училище №21, Профессиональный лицей ДГИНХ), в которых работали мастера профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ", имеющие достаточно высокую квалификацию в области рабочей профессии и документ об окончании профессиональной школы или индустриально-педагогического техникума (колледжа) или какого-либо (чаще всего, технического) института и в "Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров" (ДИПКПК) на кафедре "Профессионально-технического образования", была проведена опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальное исследование состояния теории и практики педагогической подготовки мастеров позволили определить его объект - процесс формирования и развития педагогической культуры у мастеров в условиях наличия курсов, системы педагогической подготовки по месту работы мастера и его педагогического самообразования.

Предмет опытно-экспериментального исследования - условия развития педагогической культуры у мастеров, разработанные с учетом важнейших закономерностей педагогической культуры мастера и теоретических положений личностно-деятельностного подхода.

Цель опытно-экспериментальной работы - проверка эффективности условий, обеспечивающих развитие педагогической культуры у мастеров профессионального обучения.

В опытно-экспериментальной работе использовались:

наблюдение и протоколирование учебных занятий на курсах в системе повышения квалификации мастеров профессиональной школы;

наблюдение и протоколирование педагогических советов, семинаров, проведенных в контексте методической учебы мастеров;

наблюдение и протоколирование методической учебы, посвященной обобщению передового педагогического опыта, взаимопосещению уроков производственного обучения, анализу собственного опыта, ведению индивидуальных дневников, материалов, связанных с аттестацией мастера и его самообразованием;

беседы с мастерами, участвующими в эксперименте;

анкетирование преподавателей системы повышения квалификации и мастеров;

изучение результатов педагогической деятельности мастеров по месту работы (личностные педагогические достижения, личностные достижения учащихся учебных групп, которыми руководят мастера, участвующие в эксперименте);

проведение комплекса диагностических процедур, связанных с изучением уровней сформированности педагогической культуры у мастеров, предлагаемых вариантов обучения мастеров на курсах, в процессе методической учебы, посредством самообразования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения мастеров на курсах, посредством самообучения (автодидактики), в ходе методической учебы по месту их работы, и предусматривала три этапа.

На первом этапе был проведен анализ педагогической подготовки мастеров профессиональных образовательных учреждениях, в результате чего определены существенные противоречия. Выделены профессиональные образовательные учреждения, в которых руководители были настроены на принципиально иную систему педагогической подготовки мастеров.

При отборе экспериментальных профессиональных образовательных учреждений учитывалось следующее:

понимание и осознание руководителями профессиональных образовательных учреждений иного подхода к организации педагогической подготовки мастеров;

возрастающая роль мастеров в индивидуальном обучении (переподготовке) рабочих из числа безработных;

неиспользованные возможности практики в развитии педагогической культуры мастеров;

отсутствие в ныне действующих учебниках, учебных и методических пособиях эффективных условий целенаправленного развития педагогической культуры мастеров;

акцент курсов при системе повышения квалификации в сторону увеличения времени на изучение личности мастеров;

возможность консультирования мастеров посредством создания научных структур при профессиональных образовательных учреждениях.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы были отобраны профессиональные образовательные учреждения, готовые к экспериментальной работе.

Второй констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление состояния проблемы формирования педагогической культуры мастеров профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ", через решение следующих задач:

исследование сложившейся системы подготовки мастеров профессионального обучения;

выявление уровня знаний и умений мастеров, характеризующий их уровень педагогической культуры;

изучение методической литературы и программ на предмет возможности использования личностно-деятельностного подхода к подготовке и переподготовке мастеров;

выявление факторов, влияющих на педагогическую культуру мастеров профессионального обучения.

С мастерами была проведена "входная" диагностика на курсах в системе повышения квалификации в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров с помощью анкеты, которая позволила получить представление о мастерах профессионального обучения. Результаты "входной" диагностики, действительно показали их самооценку, отношение к профессии, а также информацию о себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Формирование навыков письма
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), гр ...

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Задачи словарной работы: 1. Обогащение слов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru