В отличие от педагогических словарей-самоучителей, пособий по автодидактике и т.п., мастера создавали "на правах рукописи" собственные методические разработки.
С этой целью им предлагалось (по желанию) присутствовать на обзорных лекциях по профессиональной педагогике и психологии, методике производственного обучения, методике воспитательной работы. Кроме того, в библиотеках можно было найти тексты этих лекций для самостоятельной работы.
После осуществления первого этапа (разъяснительного) им предлагалось выбрать такие понятия, которые представляют для них значимость, могут оказать им практическую помощь в построении уроков практического обучения или воспитательной деятельности в учебной группе (второй этап).
Третий этап предусматривал самостоятельную работу мастера с учебниками, пособиями, журналами. Педагоги имели возможность консультироваться у преподавателей системы повышения квалификации.
Четвертый этап предусматривал обучение мастеров анализу, синтезу, сравнению, обобщению с учетом их образовательного уровня и интеллектуального развития.
Пятый этап - защита собственных версий. Оценивались, прежде всего, попытки мастеров дать свое толкование какого-либо понятия (личность обучаемого, обучение, воспитание, развитие, урок, анализ урока, адаптация, активация, вид урока, внеучебная работа, оценка, дисциплина, мышление, память, рефлексия, воля, чувства, эмоции, характер, способности, учебная группа, процесс обучения, деятельность, знание, умение, принципы и т.п.), отличное от тех, которые уже кем-либо из ученых опубликованы.
Мастер должен был объяснить, почему, на каких основаниях он придерживается того или иного определения.
Для тех мастеров, которые успешно самостоятельно разрабатывали и предоставляли азбуку профессиональной педагогики на добровольных началах, предлагалось принять участие в конкурсе: "Твой понятийно - терминологический аппарат". Его цель была сверена с попыткой усилить теоретическую подготовку мастеров, приблизить их к педагогической теории, к исследованиям в области дидактики производственного обучения, теории воспитания и т.п.
Личностно-деятельностная концепция развития педагогической культуры мастера позволяет педагогу понять себя и свои педагогические возможности, самостоятельно приобрести педагогическое образование, причем, без навязывания каких-либо педагогических истин со стороны носителей педагогической науки.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, проведенного после достаточно длительной опытно-экспериментальной работы, показал, что в результате создания на курсах, по месту работы выделенных условий (Кузнецов В. В.), стимулируя самообразовательную деятельность мастера, можно добиться движения в лучшую сторону внутренних личностных структур личности педагога. Причем, динамика его такова, что стопроцентного "перемещения" мастеров с какого-либо одного уровня педагогической культуры на другой не наблюдалось (Приложение №5). Между тем, "измерения" педагогических явлений показали, что сдвиги ощутимы, особенно в группах мастеров, которые имели "пробный" уровень развития педагогической культуры. Если до начала опытно-экспериментальной работы их было 23,11%, то по ее окончанию - 4,71%. То есть, выявленный нами "синдром рабочей профессии" не позволил всем мастерам перейти на более высокий уровень развития педагогической культуры.
Мастера, которые до опытно-экспериментальной работы имели приспособленческий уровень развития педагогической культуры (43,62%), смогли перейти в другие группы. Так, мастеров, которые имели "поисковый" уровень развития педагогической культуры, стало 39,81%, а авторско-творческий - 19,03%.
Ощутимые изменения, особенно у начинающих мастеров профессионального (производственного) обучения, позволили сделать заключение, что основная цель - проверка эффективности личностно-деятельностной концепции развития педагогической культуры мастеров производственного обучения - достигнута.
В контрольных группах, где организация педагогической подготовки мастеров была традиционной, ощутимых изменений в сравнении с стартовым состоянием не было. Небольшие подвижки вправо были связаны с редкими переходами мастеров второй группы в третью. Переход, в основном, был связан с единичной самообразовательной подготовкой педагогов или их аттестацией.
Появление в четвертой группе ("творцы") достаточно большого количества мастеров (19,03%) свидетельствует о действенности найденных условий (Кузнецов В. В.), способствующих повышению педагогической культуры мастеров.
Сущностью преобразований всей системы педагогической подготовки является, во-первых, принципиально иной подход к ее организации, имеющий в основании лучшие стороны изложенной нами личностно-деятельностной концепции, во-вторых, отсутствие какого-либо "навязывания" породило ряд характерных педагогических моментов, описание которых позволит в какой-то мере убедиться в доказательности предлагаемой концепции. Результаты формирующего эксперимента были получены неслучайно.
Другие статьи:
Особенности фонематического восприятия у дошкольников
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего меся ...
Суть понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный подход создания, применения м определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих рес ...