Практическая деятельность мастеров должна носить развивающий характер. Она должна требовать от мастера постоянного напряжения, волнения, переживания удач и неудач, главное, чтобы мастер чувствовал, что иначе (по-старому) преподавать нельзя, все коллеги и окружающие постоянно работают над собой сверхнормативно "напрягаются", что планка пределов самосовершенствования постоянно растет, и нет возможности остановиться в собственном личностном росте.
То есть, курсы (теория) - это как бы производная от практики, которая и является основным источником развития базовых компонентов педагогической культуры мастеров. Только ею нужно уметь управлять и, прежде всего, посредством методических служб и объединений, научных структур, которые появляются при профессиональных училищах и лицеях.
Три равнозначимые подкачества единого целого качества педагогической культуры - педагогическое самосознание, опыт и убеждения действительно, как показали результаты нашего исследования, могут быть развиты посредством научно обоснованного взаимодействия таких форм педагогической подготовки мастеров, как: курсы, методическая учеба по месту работы, самоанализ собственного опыта, самообразование.
Личностно-деятельностный подход означает пересмотр методистом профессионального образовательного учреждения привычных трактовок: а) организации "методической учебы" как сообщения мастерам знаний; б) схемы общения методиста и мастеров. Речь идет о налаживании сотрудничества в решении мастерами учебных педагогических задач, чтобы сформировался коллективный субъект и реализовался принцип коллективной коммуникативности обучения.
Среди условий повышения уровня педагогической культуры мастера можно, как показало исследование, выделить:
1) обеспечение мастеру возможности осуществлять самооценку, самоанализ, самоконтроль в процессе педагогической деятельности;
2) обеспечение мастеру возможности осуществлять саморегуляцию и самоуправление поведения в сложных ситуациях педагогического общения;
2) обеспечение мастеру возможности моделирования различных фрустрирующих ситуаций, встречающихся в процессе производственного обучения, в общении с администрацией, коллегами;
3) обеспечение мастеру возможностей для систематического самообразования, сформировав у него осознанные потребности в этом.
Данные условия вытекали из анализа психологических исследований, посвященных формированию профессионального самосознания педагога.
В экспериментальной части данной работы установлено, что если в основу опытно-экспериментальной работы по организации педагогической подготовки мастеров положить личностно-деятельностную концепцию развития педагогической культуры мастера, то становится понятным необходимость развития педагогической культуры мастера.
Обосновано, что организация педагогической подготовки мастеров только в том случае позволит наиболее полно раскрыться педагогической культуре, если условия и виды учебной деятельности на курсах в системе повышения квалификации будут согласованы и находиться в единстве с методической деятельностью по месту работы и педагогическим самообразованием.
Экспериментально установлено и обосновано, что технология развития педагогической культуры мастера будет эффективной при реализации следующей совокупности принципов: учебной и профессиональной свободы, положительных эмоций, стремления к личным достижениям, удовлетворенности образовательным процессом, личностного развития, систематической реинтерпретации, фасилитации.
Еще несколько лет назад личностно-деятельностная концепция развития педагогической культуры мастеров профессионального (производственного) обучения как научная проблема представляла собой для России своего рода мифический сфинкс, разгадка которого в обозримом будущем казалась невозможной.
Наличие в профессиональных образовательных учреждениях значительного количества профессионально-педагогических работников "с производства", с одной стороны, как свершившийся факт, заставляло мириться с создавшейся ситуацией. С другой стороны, если страна будет игнорировать подобное явление, если реально не будет осознана необходимость решения проблемы педагогической подготовки, прежде всего, мастеров профессионального (производственного) обучения, то Россия может оказаться на обочине мирового экономического прогресса.
Проведение исследования показало, что личностно-деятельностный подход к организации педагогической подготовки мастеров профессионального (производственного) обучения обосновывает необходимость развития педагогической культуры педагога.
Постановка и исследование проблемы развития педагогической культуры мастеров профессионального (производственного) обучения обусловлены задачами развития системы профессионального образования в новых социально-экономических условиях. Разработанный отечественными психологами и педагогами личностно-деятельностный подход позволяет с более широких социально-экономических и психолого-педагогических позиций рассматривать развитие педагогической культуры мастеров профессионального (производственного) обучения на личностной основе как интегративной совокупности педагогического самосознания, опыта и убеждений, обеспечивающих успешное осуществление процесса обучения, воспитания, развития учащихся.
Другие статьи:
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг. Музыкальное развитие детей зав ...
Проблемы создания и использования обучающих
программ
Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения для уч ...