Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.
Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п. Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие интериоризации знаний о времени.
При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.
Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках – задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев. Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания – сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.
Количественные данные приведены в таблице:
Итоговый этап эксперимента
Группы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Уровни |
Физическое |
Психическое |
Художественное |
Физическое |
Психическое |
Художественное |
Спонтан ный |
16%(4) |
20%(5) |
20%(5) |
44%(11) |
52%(13) |
40%(10) |
Ситуативный |
32%(8) |
40%(10) |
32%(8) |
36%(9) |
28%(7) |
36%(9) |
Константный |
48%(12) |
36%(9) |
44%(11) |
16%(4) |
16%(4) |
20%(5) |
Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности. Наиболее активными методами, обеспечивающими достижение в формировании точных представлений о времени и понимание его смысла в жизнедеятельности человека, выступили "путешествия".
Развитие у детей чувства времени – это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы – они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.
Другие статьи:
Педагогические функции персонального компьютера в учебно-воспитательном
процессе
Для обоснования эффективности использования компьютерной техники в качестве средства обучения необходимо дать ответы на следующие основные вопросы: Какие конкретные, собственно педагогические функции могут быть возложены на компьютер в учебно-воспитательном процессе? Какими требованиями следует руководствова ...
Суть понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный подход создания, применения м определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих рес ...