Современные условия жизни, развитие общества, функционирование образовательных, производственных, социально-педагогических, экономических и других учреждений требуют глубокого осмысления всех компонентов профессиональной деятельности специалистов высшей образовательной квалификации. Современная жизнь предъявляет к специалистам новые требования. Одной из существенных препятствий проведения инновационных преобразований, необходимых сегодня в образовании, - отсутствие педагогической подготовки у большого числа мастеров профессионального обучения, которые являются основными учителями профессии и воспитателями будущих рабочих. Несмотря на то, что за последние двадцать лет произошло изменение кадровой структуры профессионального образования России, доля мастеров профессионального обучения с высшим профессионально-педагогическим образованием остаётся незначительной, около 10%.
Именно поэтому педагогическая наука должна искать способы компенсации отсутствия у мастеров высшего профессионально-педагогического образования. Одним из них является целенаправленное развитие педагогической культуры мастеров профессионального обучения.
Педагогическая культура мастера профессионального обучения - это понятие, которое применяется широко, хотя долгое время не определялось и потому категориального статуса не приобрело, как и в целом, понятие "педагогическая культура". Вместе с тем аналогичное понятие широко и на правах категории используется в работах, посвященных другим формам общественного сознания, - правовой культуре, экономической культуре и др.
Многомерность педагогической культуры и сложность данного феномена обусловили обращение к ее исследованию социологов, философов, педагогов и психологов (В.Л. Бенин, В.В. Кузнецов, Г.Н. Жуков, Т.М. Зубарева, В.С. Филиппов, В.А. Скакун, Е.В. Бондаревская, А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Г.Е. Зборовский, Г.А. Карпова, С.А. Шапоринский, С.Я. Батышев, А.С. Батышев, В.С. Безрукова, Э.Ф. Зеер, А.Т. Маленко, Е.В. Ткаченко, И.П. Кузьмин, И.П. Смирнов, А.Г. Соколов и др.).
Принимая во внимание все вышеизложенное, формирование педагогической культуры мастера профессионального обучения является актуальной и необходимой. Актуальность изучения формирования педагогической культуры тесно связана с потребностями осознания ее значимости для сферы жизненно-практического, социокультурного бытия человека, который живет и действует в сложных условиях трансформации социально-экономических структур.
Анализ социокультурной и педагогической ситуации позволил выявить ряд противоречий:
между востребованностью в современном обществе мастеров профессионального обучения с высокой педагогической культурой и недостаточным решением проблемы в системе образования;
между актуальностью формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы;
между необходимостью формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения и отсутствием научно обоснованных подходов целостного решения проблемы.
Каждая наука дает свое объяснение развитию педагогической культуры, проблемой выступает сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания педагогической культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности педагогической культуры, об инструментах и средствах ее формирования. Несмотря на то, что проблема формирования педагогической культуры имеет определенное освещение в работах философского и социологического профиля, ее педагогическая составляющая разработана и внедрена недостаточно.
Данный факт обусловил выбор темы исследования: "Педагогическая культура мастера профессионального обучения".
Цель настоящего исследования состоит в раскрытии сущности педагогической культуры мастера профессионального обучения.
Объектом данного исследования является мастер профессионального обучения.
Предметом исследования - процесс формирования педагогической культуры.
Гипотеза исследования: формирование педагогической культуры мастера профессионального обучения значительно повысится, если будет разработана и экспериментально обоснована технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения.
Для достижения постановленной цели нужно решить задачи:
Выявить сущностные характеристики педагогической культуры
Определить специфику формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения (по специальности "Оператор ЭВМ")
Обосновать технологию формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
Экспериментально обосновать технологию формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, наблюдение, анализ психолого-педагогической литературы.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании путей формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения и определении ее сущности и структуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ВКР пути формирования педагогической культуры мастера могут быть использованы в учебном процессе профессиональных учебных заведений и вузов.
Другие статьи:
Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации
Первые лагеря для активного отдыха детей были созданы в 20-е годы XX века. В советское время пионерские лагеря позволяли большей части детей страны отдыхать вне дома. Учителя во время школьных каникул обеспечивали воспитательную, образовательную и идеологическую работу. В конце 80-х годов XX века в период ре ...
Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению
В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения. К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Нетр ...