Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 7

Считая вслед за А.М. Новиковым, что суть гуманизации профессионального образования - его ориентация на формирование убеждений личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к его реализации (по К.К. Платонову) в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, целесообразно в структуру педагогической культуры мастера профессиональной школы внести его потребность, степень тяготения к реализации системы взглядов на педагогическую деятельность и свое место среди профессионально-педагогических работников и вообще среди людей, ориентированных на воспитательную деятельность, на отношение опытного производственника к окружающей его педагогической действительности к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные педагогические позиции, идеалы.

В нашем случае большую роль играет способность мастера, проявившаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психологических процессов. Наличие данной способности поможет педагогу самостоятельно выбирать мотивы и цели своей деятельности, обоснованно регулировать педагогические действия, психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям.

Благодаря развитым убеждениям посредством способности в саморегуляции мастер сможет проявлять такие качества, как: высокая активность; настойчивость; решительность; выдержка; смелость и т.д., а также более успешно преодолевать педагогические затруднения, проектировать свои будущие педагогические действия; легче преодолевать конфликты между требованием подчинения социальным и педагогическим нормам и имеющимся у педагога желаниями.

Способность к волевой регуляции поведения и педагогических действий может выступать в качестве произвольной регуляции активности.

Нельзя не учитывать национальный менталитет - интегративность свойств личности, а также уровня развития его общей культуры, поскольку любая педагогическая деятельность без нее немыслима.

Реализация педагогических задач, связанных с необходимостью развития личности обучаемых, предполагает, что мастер профессиональной школы должен демонстрировать развивающуюся, достаточно противоречивую (реальную) личность, а не выступать в роли "образца", который, как правило, не способен к развитию, т.к. предполагает определенную "законченность".

Педагогическая культура и только она позволяет мастеру осознанно заниматься самосовершенствованием, так как собственное развитие личности невозможно без предварительного самопознания, выявления того, что он еще не умеет делать как педагог.

Развитие личности мастера профессиональной школы должно представлять собой постоянное стремление быть другим, стремиться к тому идеальному "образу", которого он никогда не достигнет.

Таким образом, педагогическая культура мастера профессионального обучения представляет собой сквозную характеристику его личности, которая при достаточно высоком уровне ее развития позволяет ему транслировать своим обучаемым то, что он сам находится в постоянном развитии, это не есть простая производная от его опыта, как технологического, так и педагогического, но в общей степени показатель уровня постоянства его самоанализа, на основе которого он определяет свою индивидуальную траекторию личностного развития.

Наличие у мастера высокой педагогической культуры означает, что он не дает себе покоя, отдыха, не допускает своего профессионального устаревания (а значит однообразия уроков профессионального обучения, возникновения стереотипных привычек поучать других).

Педагогическая культура - это гарант сохранения контингента мастеров профессионального обучения из числа опытных производственников, так как она способствует их саморегуляции в разнообразных видах педагогической деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей, форм, методов и средств профессионального обучения.

Педагогическая культура позволяет мастеру выделить свое профессиональное "Я" из окружающей его педагогической действительности, рефлектировать свои педагогические действия, речь, ход движения педагогической мысли.

Благодаря достижениям высокого уровня педагогической культуры мастер получает возможность быть в определенной степени инициативным, самостоятельным, ответственным за свои педагогические действия, у него появляется иной взгляд на педагогическую деятельность, свое место и роль в обществе, развитость собственной личности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельность ...

Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
социальная работа дети задержка здоровье Прежде чем, приступить к рассмотрению непосредственно технологии социальной работы, необходимо дать определения. Итак, социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельност ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru