Личностная культура не может существовать вне мастера профессиональной школы. Она порождена тем, что педагог постоянно стремится искать смысл своего труда, совершенствуя себя и педагогическое окружение, в котором он живет.
Таким образом, педагогическую культуру мастера следует рассматривать только с позиции личности, возможностей ее самореализации. При этом уровень ее развития определяется "долгостойкостью", т.е. длительностью стремления, старания в достижении образов, которые задаются самой личностью. Наличие личностных планок, границ в индивидуальном развитии предполагает, что у мастера профессионального обучения есть собственные критерии, позволяющие приводить в действие его внутренние механизмы (потребность, мотивы, цели, способности, активность, волю, эмоции, интеллект). Это означает, что педагог профессиональной школы не остановится в своем личностном развитии. Его отношение к собственному "движению" можно в какой-то степени принять за основной критерий развития его педагогической культуры.
Только педагогически культурный мастер профессионального обучения может стать истинным педагогом, обреченным на постоянное самосовершенствование. Для него будет трагическим моментом профессиональной деятельности "остановки" в достижении ступеней в личностном развитии, которые задаются им самим. Степень напористости в преодолении себя, собственного "педагогического невежества" и определяет, на наш взгляд, во многом уровень педагогической культуры мастера. Он будет тем выше, чем настойчивее окажется педагог в достижении тех высот, вершин, которые он для себя самостоятельно определил.
Таким образом, педагогическая культура мастера представляет собой систематизирующее, сквозное, интегральное качество личности, такое личностное образование, которое отражает степень стремления педагога в достижении самостоятельно определенных в разнообразных видах педагогической деятельности и общения личностных показателей.
Работающий мастер, не имеющий профессионально-педагогического образования, может получить его только посредством собственных усилий. Для него владение педагогической культурой - это показатель, который отражается на его самочувствии и уверенности в себе как педагоге. Значимым для него являются убеждения. Без них полученные им психолого-педагогические знания мертвы. Более того, чтобы действовать научно обоснованно, знания должны быть осознаны, отрефлексированы, а мастер как педагог должен быть самоопределен на педагогическую профессию, и должен уметь проектировать себя как педагога, реализовывать задуманное при переходе из военной части, с производства в педагоги профессиональной школы.
Таким образом, высокий уровень развития педагогической культуры означает, что мастер убежден в истинности применяемых им педагогических приемов, форм и методов профессионального обучения, поэтому самостоятельно действует и обдумывает результаты достигнутого.
Таким образом, под педагогической культурой мастера профессионального обучения можно считать совокупность педагогического самосознания, педагогического опыта и убеждений, взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
Ведущим звеном в данной структуре педагогической культуры мастера является педагогическое самосознание. Последнее тесно связано с педагогическим опытом и убеждениями мастера. Оно является интегрирующим звеном этих двух основных составляющих педагогической культуры. Именно уровень развития педагогической культуры мастера во многом определяет достигнутый уровень развития личности как педагога.
Названные компоненты педагогической культуры тесно взаимосвязаны и образуют сложную цепочку взаимодействия. Так, педагогические убеждения мастера, представляющие его собственные взгляды на процесс обучения и воспитания и фиксирующие степень его стремления к их осуществлению в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах, требуют от него постоянной работы над собой, без которой он не может состояться как педагог.
Без постоянного пополнения своего педагогического опыта, например, путем самообразования или в ходе методической работы, невозможен процесс формирования и развития педагогических убеждений.
Другие статьи:
Принципы первичной медико-санитарной помощи в свете организации сестринской
работы
В соответствии с принципами первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) стратегия развития здравоохранения нашей страны должна быть ориентирована не на болезнь, а на сохранение и формирование здоровья каждого человека, семьи, коллектива и общества, на активную профилактику заболеваний. Предусмотрено перераспре ...
Цель, задачи, содержание и методика обучающего эксперимента
Цель: формирование понимания и отражения дошкольниками с ЗПР эмоциональных состояний через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1.Учить различать эмоциональные состояния окружающих людей. 2.Формировать к ребенка положительные эмоции в повседневной жизни, в играх, на занятиях Подобные занятия раскрывают ...