А.М. Новиков справедливо отмечал еще в 1991 г., что должность мастера производственного обучения существует только в России. И если в начале становления системы профессионально-технического образования, введение ее было как-то оправдано по понятным причинам (наличие трудных подростков из глухих деревень и т.п.), то сегодня нужен принципиально иной преподаватель практического обучения.
Поле деятельности мастера производственного обучения в современных условиях расширяется, основным его объектом становится личность обучающегося. Это нашло отражение в ГОС СПО по специальности 0308 "Профессиональное обучение" (по отраслям), утвержденном 18.04.2002 г., где квалификация "Мастер производственного обучения" заменена на "Мастер профессионального обучения".
Правда, в стандарте не прописан механизм реализации личностного подхода, но, тем не менее, мастер профессионального обучения должен уметь формировать и развивать профессиональные навыки и умения обучающихся с учетом их индивидуальных способностей и особенностей, используя достижения профессиональной педагогики и психологии; внедрять инновационные технологии обучения, отечественный и международный опыт в профессионально-педагогической сфере.
Вместе с тем мастер профессионального обучения является организатором и руководителем учебного коллектива при проведении производственных и учебно-производственных работ, т.е. осуществляет организационно-управленческую деятельность.
В ряду нормативно-правовых актов, определяющих статус мастера в УНПО, важное место занимает Положение о мастере производственного обучения как документ, в полной мере отражающий задачи, виды и направления его деятельности, круг ответственности, права и обязанности. В существующем сегодня Положении деятельность мастера производственного обучения сводится только к организации и проведению производственного обучения и воспитательной работы, что, на наш взгляд, явно недостаточно и не отвечает современным требованиям. Этот вывод также подтверждают и результаты научно-исследовательской работы, которая осуществляется в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже с 1992 года, приведшие к необходимости разработки нового Положения о мастере профессионального обучения с учетом современных подходов к его деятельности, нашедших отражение в ГОС СПО-2002 по специальности 0308 "Профессиональное обучение (по отраслям)".
Принципиальное отличие деятельности мастера профессионального обучения в современном учреждении НПО базируется на изменении статуса и конкретизации объектов его профессиональной деятельности.
Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0308 "Профессиональное обучение (по отраслям)" устанавливает, что у специалиста, подготавливаемого к деятельности мастера профессионального обучения в системе НПО, должны быть сформированы не только профессиональные знания, умения и навыки, но и готовность к профессионально-педагогической деятельности, которая является сложным интегративным личностным образованием, включающим мотивационный, ориентационный, психофизиологический, социально-психологический и операциональный уровни организации личности.
Мы предлагаем следующую структуру Положения о мастере профессионального обучения. По нашему мнению, она наиболее полно и всесторонне отражает содержание подготовки квалифицированного рабочего с учетом требований личности, общества и государства.
Общие положения: характеристика педагогической деятельности мастера профессионального обучения в рамках образовательного учреждения начального профессионального образования по обеспечению в процессе обучения реализации основных профессиональных образовательных программ НПО, программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, выполнения воспитательных функций и участия в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса, определение мастера профессионального обучения как ведущего специалиста в образовательном процессе профессионального училища.
Квалификационная характеристика мастера профессионального обучения включает определение основных видов его деятельности, согласно ГОС СПО-2002: учебно-воспитательной, учебно-методической, организационно-управленческой, эксплуатационно-обслуживающей, а также подтверждает необходимость формирования профессиональной готовности будущего мастера профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности.
Другие статьи:
Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе
Чувство времени – природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир. Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возрас ...
Обучение учащихся правилам поведения при вынужденном автономном
существовании в природной среде на уроке ОБЖ
Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как никакой другой, синтезирует все знания, умения и навыки учащихся. А иначе и не может быть, ведь все учебные дисциплины школьного курса учащиеся изучают для того, чтобы использовать полученные знания и умения для плодотворной и безопасной жиз ...