Человек - существо сознательное. Сознание - это не знание о бытии и отношении к нему, а само осознанное бытие.
Психологи отмечают, что практика сознания, работа с ним означает, что благодаря стремлению человека, его действиям сознание перестает быть спонтанным, относящимся к бытию непосредственно автоматическим функционированием. Сознание начинает, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, в этом случае впервые быть рефлексией, а она выступает как "выход человека из полной поглощенности непосредственным (наличным или природным) процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней" .
Поэтому рефлексия связана с тем, что она, говоря словами С.Л. Рубинштейна, приостанавливает, прерывает любой непрерывный процесс, выводит личность за его пределы. Она как бы занимает позицию вне деятельности. С.Л. Рубинштейн в этой связи пишет: "Это решающий поворотный момент. Хотя здесь и могут происходить сложные душевные потрясения (опустошенность, нигилизм, нравственный скептицизм и т.п.)", необходимо создать условия для построения деятельности на новой сознательной основе.
Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание или сознание самости или осознание самого себя.
Формами самосознания являются самопознание и самооценка, самоконтроль и самопринятие.
Самосознание, по мнению психологов, тесно связано с уровнем притязаний человека, то есть, с реализацией его самооценки в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Самосознание - относительно поздний продукт развития сознания, предполагающий в качестве своей основы становление, например, мастера как педагога - фактического субъекта, сознательно отделяющим себя от окружения, как правило, от пассивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самосознанию, соединяющиеся затем с все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.
Быть субъектом деятельности, общения, самосознания означает, что, во - первых, необходимо быть деятелем, во-вторых, обладать той иной степенью репрезентативности (отраженности) человека в жизни других людей, в-третьих, самостоятельно производить самооценку, выделять себя среди окружающих (открытие собственного "я") и пр.
Субъект с общефилософских позиций - это человек познающий, общественный, осознающий это бытие в общественно-исторически сложившихся формах (С.Л. Рубинштейн), а также то, что субъект - это сознательно действующее лицо.
И.А. Зимняя, анализируя категорию субъекта, отмечает, что субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. То есть, по тому, что и как он думает, можно определить то, что он есть, что из себя представляет. Деятельность (действие) как бы просвечивают личность, а посредством направлений его деятельности можно определять и формировать его самого за счет собственной активности (Ж. Пиаже) и пристрастности.
Культура "деятеля" может быть определена как его развитие. То есть развитие культуры личности в нашем случае будет совпадать с развитием субъекта, являющегося "активным" и "пристрастным" деятелем, обладающего репрезентативностью, производящего самостоятельно самооценку и выделяющего себя среди окружающих.
Для нас особый интерес представляют не просто личность и ее культура, а педагог, его отличительные особенности, личностные характеристики, профессиональная культура.
Выделение педагогической культуры мастера профессионального обучения как явления, требующего особого внимания, обусловлено спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требований к личности мастера, как педагога. Для нашей работы необходимо рассмотреть этот вопрос касательно к мастеру профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ" в соответствии с задачами нашей работы. Требования к мастеру по специальности "Оператор ЭВМ" повышаются уж куда быстрее, чем к мастерам других специальностей.
Ее главное назначение - способствовать развитию педагогической деятельности, совершенствование профессионального обучения.
Другие статьи:
Формы и методы экологического образования детей дошкольного
возраста
Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разр ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико – фонематическим
недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нередко наблюдается смазанность речи, "сж ...