Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, братьев Трубецких, Н.Ф. Федорова, Т.П. Федотова, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета.
Выделение педагогической культуры мастера профессионального обучения можно считать вполне теоретически корректным, так как, если придерживаться взглядов уральской школы философов-культурологов (Л.Н. Коган, Ю.Р. Вишневский, Г.Е. Зборовский, В.Л. Бенин и др.), то существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.
Культуру личности необходимо определить, чтобы разобраться в дальнейшем с ее профессиональной культурой и перейти к рассмотрению педагогической культуры представителей профессиональной группы педагогов-учителей, преподавателей, воспитателей и т.д. В этом случае можно будет более обоснованно представить педагогическую культуру мастера профессионального обучения.
Согласно логике нашего исследования, прежде всего, необходимо сформулировать наше понимание, как личности, так и ее культуры.
А.Н. Леонтьев, анализируя понятия "индивид" и "личность", отмечает, что "личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание и человеческие потребности". Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности .
То есть, личность является активным деятелем. Процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним.
До выяснения важнейших моментов, образующих процесс любой деятельности, субъект остается как бы вне поля внимания. Он выступает своего рода как предпосылка деятельности, ее условие. Деятельность всегда изменяется, движется, поэтому целесообразно говорить о личности как о внутреннем моменте деятельности.
Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, не только "момент деятельности, но и ее продукт", "ею не родятся, а становятся".
С.Л. Рубинштейн отмечал, что личность - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Поскольку в последнее десятилетие личность рассматривают в связи с проблемой субъектности, то важно выделить связь между личностным и субъектным.
Быть личностью означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение "субъект деятельности" означает, что человек субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей - труда, общения, познания.
С точки зрения психологической науки личность может достигнуть уровня субъектности только в том случае, если она овладеет совокупностью родовых психологических способностей: мышлением, сознанием, желанием, волей, чувствами и т.д.
Если перефразировать А.В. Брушлинского, что "человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного", то и педагога можно только в том случае считать субъектом, если он представляет собой целостность, и тогда он успешно формируется в ходе индивидуального развития.
Известно, что такой способ существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания, означающего не только знание, но и отношение к миру и в мире, что осуществлено только субъектом. В нашем случае это означает, что необходимо сформировать индивидуальное профессиональное педагогическое сознание и самосознание. Речь идет о том, что сразу появиться с ними личность не может, а может и выработать, стать субъектом, только в процессе общения, деятельности, самосознания.
Другие статьи:
Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие раздел ...
Общая характеристика младшего школьного возраста
Во всем мире обучающихся называют в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они учатся (школьники, гимназисты, реалисты, студенты). Внутри этих наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения различаются более дробные обозначения. Это так называемая культурно-историческая ...