Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому данный период является самым ответственным. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности. Развиваются основы познавательных процессов и видов деятельности. Рост и развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее. Причем очень часто бывают резкие перемены, скачки. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Ведь приобретение новых навыков делает детей эмоционально неустойчивыми, т.к. их нервная система еще не зрелая.
Детство охватывает период времени от рождения ребенка до окончания школы, а по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
1 Младенчество – это период времени от рождения до одного года жизни;
2 Раннее детство – от одного года до трех лет;
3 Младший и средний дошкольный возраст – от трех до четырех-пяти лет;
4 Старший дошкольный возраст – от четырех-пяти до шести-семи лет;
5 Младший школьный возраст – от шести-семи до десяти-одиннадцати лет;
6 Подростковый возраст – от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет;
7 Ранний юношеский возраст – от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, которые легко заметить. Надо только внимательно наблюдать за развитием ребенка и анализировать его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
В целом, весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:
1 дошкольное детство – от рождения ребенка до шести-семи лет;
2 младший школьный возраст – от шести-семи до десяти-одиннадцати лет, с первого по четвертый-пятый классы школы;
3 средний и старший школьный возраст – от десяти-одиннадцати до шестнадцати-семнадцати лет, с пятого по одиннадцатый класс школы.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, которая похожа на возрастной кризис, а именно – при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. А уже перед дошкольником открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок – предмет - взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, что бы перейти в мир взрослых. Ребенок хочет быть как они (взрослые) и действовать вместе с ними. Но реально выполнять все функции старших просто не может. И из-за этого складываются противоречия между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Эта потребность ребенка удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства игры проходят значительный путь развития: от предменто-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.
Другие статьи:
Подростковый возраст
Следующей важной ступенью в возрастном психическом развитии современных школьников является подростковый период или период ранней юности. Это переходный возраст, а значит, является критическим как для самих подростков, так и для их окружения. Здесь мы уже имеем дело не с доверчивым и более менее уравновешенн ...
Основные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Окружающие ребёнка взрослые знакомят малыша с многообразием природного и социального мира, в той или ...