Исследователи современного русского письма (В.Ф. Иванова, В.В. Ветвицкий и др.) выделяют в русской орфографии 4 базовых принципа.
1. Морфологический. Он основан на единстве буквенного облика морфемы вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции стоит любая из составляющих ее фонем. Основной чертой русской фонетики является наличие для различных фонем слабых позиций, в которых происходит нейтрализация по одному из дифференциальных признаков. Эти слабые позиции – безударное положение для ряда гласных (о, е, я) и положение конца слова или положение перед глухим согласным для согласных, парных по звонкости-глухости (б – п, в – ф, д – т, г – к, ж – ш, з – с). При морфологическом принципе фонемы, составляющие ту или иную морфему, независимо от позиционных чередований обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных позиций (дуб [дуп] – дуба).
Выделяется 2 разновидности этого принципа – неадекватнофонемный (сосна, певец, утюг – читается «сасна», «пивец», «утюк») и адекватнофонемный (трава, пила, лук) (некоторые исследователи полагают, впрочем, что адекватнофонемный принцип – частный случай фонетического) (см. далее). Вместе с тем существует ряд явлений, не вписывающихся в этот принцип (объясняющихся т.н. слоговым принципом русской графики или историей языка).
2. Фонетический (слово пишется так, как слышится). Таких орфограмм в русском языке всего 5:
а) правописание приставок без/бес, раз/рас и т.д. (бездарный – бесплатный, разбить – распить, издать – истечь и т.д.);
б) правописание пар слов типа роздал – раздать (хотя этот принцип до известной степени морфологизован);
в) написания типа предынфарктный, безынициативный (ср. инфаркт, инициатива);
г) написание О после шипящих, непарных по твердости-мягкости, в словах типа галчонок, шапчонка (ср. совёнок, избёнка, где написание Ё указывает на мягкость предыдущего согласного);
д) написание Ы после всегда твердого Ц (сестрицын).
Однако этот принцип в русском языке соблюдается достаточно непоследовательно.
3. Традиционный
При традиционном принципе фонемы слабых позиций не могут быть переданы на письме на основе морфологического принципа. Здесь также выделяется несколько разновидностей реализации этого принципа:
а) Фонемно-традиционное написание (слова типа валторна, топчан, заяц, ветчина, шиншилла, лиловый – т.е. случаи непроверяемого написания). Иногда эти написания соответствуют этимологии слова (копейка – от «копье», т.к. на ней изображался всадник с копьем, как и на современной копейке), иногда – нет. Так, исконное написание и звучание слова баран – боран (первоначально – только кастрированный баран; ср. боров); слово мохер восходит к арабскому мухайяр, слово колготки оказывается родственным слову кальсоны, и т.д.
б) Написание слов с чередованиями в корне (глагольные по преимуществу корни типа рос/рас, лож/лаг, мок/мак, гор/гар и т.д.).
в) Иероглифически-традиционный принцип: написание очень сильно отличается от произношения – например, булочная (читается «шн»), доброго (читается «-ава») и т.д.
г) Написание типа добрый – синий (вм. «доброй» и «синей», т.к. в косвенных падежах – доброго, доброму и т.д.)
д) Написание мягкого знака (не показывающего мягкость, т.к. он стоит после шипящих, непарных по твердости-мягкости) на конце наречий и частиц (вскачь, лишь, настежь).
В.Ф. Иванова выделяет еще четвертый принцип (который отсутствует в других пособиях по теории русского письма) – «графико-морфологический» или «принцип грамматическо-графических аналогий» (печь по аналогии со стрелять – где Ь выступает показателем неопределенной формы глагола, а не только мягкости согласного).
Другие статьи:
Характеристика средств обучения географии и их классификация
Учебный материал осваивается учащимися по разным источникам знаний. Для того чтобы эти знания были восприняты и усвоены в объеме учебной программы, необходимы определенные педагогические и методические условия. С этой целью учитель должен организовать познавательную деятельность ученика – слушание, фиксирова ...
Профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у ...