Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Страница 6

Таблица 5

Уровни развития пространственных представлений младших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе эксперимента

№ п\п

Понимание и использование пространственных представлений на уровне собственного тела

Ориентировка собственного тела в пространстве

Ориентировка в пространственных представлениях на уровне понимания вопросов.

Высокий ур

2

2

2

Средний ур

2

2

3

Низкий ур

5

5

4

Констатирующий этап эксперимента выявил, что у младших дошкольников с ОНР не формируются в должной степени пространственные представления. Поэтому задача формирующего эксперимента следующая: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей имеющиеся трудности.

Цель, задачи и методика формирующего эксперимента

Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития пространственных представлений у младших дошкольников с ОНР.

Исходя из поставленной цели, на формирующем этапе эксперимента нами решались следующие задачи:

- изучить и проанализировать логопедическую документацию,

подобрать методику для формирования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР,

провести формирующий эксперимент,

обработать и проанализировать, оценить эффективность результатов формирующего эксперимента.

Ниже нами представлена таблица 6, в которой мы отразили все планируемые мероприятия на этапе формирующего эксперимента.

Так нами организованы занятия, что бы закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различении левой и правой руки. Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении сверху вниз и слева направо. Закрепить умение детей видеть пространственное расположение предметов относительно друг друга: «рядом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др. Определять расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Определить расположение 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди — сзади, справа — слева. Определение пространственного расположения предметов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем — кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игрушек увеличивается.

С этой целью нами использованы физкультурные и музыкальные занятия, хореография, аппликация и рисование, конструирование, дидактические игры.

Цель

Специально-организованная деятельность

Пути реализации в совместной деятельности

Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела. 4 занятия.

Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различении левой и правой руки.

Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении сверху вниз и слева направо. Закрепить умение детей видеть пространственное расположение предметов относительно друг друга: «рядом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др.

Физкультурные и музыкальные занятия, хореография, аппликация и рисование, конструирование.

На листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактического материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо.

Игровая ситуация «Мышиные истории» «Три котенка».

«Красная Шапочка»

«Царевна - Лягушка»

Математическая игра «Что изменилось?»

Конструирование «Постройка сарая для животных»

Аппликация «Угости зайку морковкой»

Конструирование «Теремок»

Игра «Вопрос - ответ».

Физкультминутка «Самолет»

Стихотворение О.Дриз «Правая и левая»

ДИ: «Петрушки (клоуны)»

Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

ДИ: «Угадай-ка», «Что изменилось?».

Игра «Правый глаз». Игра «Внутри и снаружи» ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)».

Цель. показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: пред- мет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.

Игра «Обезьянки».

На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница»

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя».12 занятий.

 

Определять расположения предметов от себя

( впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Игровая ситуация «Переполох»

Конструирование «Гаражи для своей машины»

Экологическая игра «Охотник и пастух» Математическая игра «Узнай, что измени лось»

ДИ: «Клоуны» (кукольный театр).

Цель. Обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом;

ДИ: «Встань впереди или сзади товарища»

Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь».

Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д.

Игра «Путешествие жука»

Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Определить расположение 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди — сзади, справа — слева.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Аппликация «Теремок»

ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?»

Игра «Что под ладошкой?» Игра «На параде». Игра «Справа и слева» ДИ: «Угадай, кто за кем».

Цель: Продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»;

Определение пространственного расположения предметов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем — кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игрушек увеличивается.

Упражнения на развитие глазомера.

Математическая игра «Что измени лось»

Психогимнастика «Сосулька»

Пальчиковая игра «Коза и козленок» Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

Игра «Фигурное лото» Игра «Помоги пчёлке собрать урожай».

Игра «Художник»

Игра «Замри»

Цель. Учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Устная проверка знаний и умений учащихся по физике
Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно коррек ...

Состояние работы логопедов по развитию мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией на логопедических занятиях
Согласно данным речевых карт все дети экспериментальной группы имеют логопедическое заключение – дизартрия. Дети посещают старшую логопедическую группу. Цель констатирующего эксперимента – выявление состояния уровня сформированности мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни с дизартрией. Задачами констатир ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru