Учитывая цели и задачи, поставленные в курсовой работе, нами было проведено исследование развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР при помощи методики констатирующего эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида» №48 «Лучик» г. Пскова.
Целью данного этапа исследования являлось выявление уровня развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исходя из поставленной цели, на констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:
- изучить и проанализировать логопедическую документацию,
подобрать методику для исследования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР,
провести констатирующий эксперимент,
осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.
Для достижения этих задач нами использовались следующие методы:
- анализ методической литературы по проблеме исследования;
- изучение логопедической документации;
- проведение исследования развития пространственных представлений у младших дошкольников с ОНР.
Методика констатирующего эксперимента
Задача эксперимента состояла в определение пространственных представлений ребенка о собственном тебе, ориентировки собственного тела ребенка в пространстве, ориентировки ребенка в пространстве.
Исследование проводилось в первой половине дня и индивидуально с каждым ребенком. Эксперимент включал несколько заданий.
«Пробы Хеда». Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.
Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха. Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл.
1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.
Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 градусов в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.
Всего 10 вопросов, за каждый правильный ответ начислялся 1 балл.
1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень ориентировки собственного тела ребенка в пространстве.
Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.
1-2 балла-низкий уровень, 3-4 балла-средний, 5-6 баллов-высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
1. «Пробы Хеда».
Выявленный нами результат свидетельствует о преимущественной несформированности у младших дошкольников с общим недоразвитием речи ориентировки во взаиморасположении отдельных частей тела и лица (ориентировка в пространстве собственного тела). Полученный результат отражен в таблице 1, рис. 1.
Другие статьи:
Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека
в природе
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с ...
Сроки допуска к занятиям
детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и травм
...