Таким образом, выявились следующие результаты: 1 степень - 1 ребенок, 2 степень – нет детей, 3 степень - 8 детей, 4 степень - 1 ребенок.
Таким образом, констатирующий этап позволил вскрыть причины неустойчивости проявления эмоциональной отзывчивости детьми шестого года жизни. В старшем дошкольном возрасте начинает созревать основное противоречие между содержанием эмоциональной отзывчивости и формой её выражения. В содержании эмоциональной отзывчивости ведущее место принадлежит нравственным проблемам взаимоотношений. Они возникают на основе обогащенных, но достаточно общих представлениях, которые носят активно действенный характер. В ходе воспитания педагог не формирует у детей знание о формах проявления эмоций человека и действий по проявлению эмоциональной отзывчивости, не используется дидактическая игра, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости, что выражается в проявлении у детей между формами и содержаниями.
Формирующий этап
На формирующем этапе мы поставили следующие задачи:
Определить последовательность использования дидактических игр и апробировать их с детьми шестого года жизни.
Используя систему дидактических игр, сформировать определенные эмоциональные состояния, которые бы разрешили противоречия между содержанием и формой эмоциональной отзывчивости детей.
Повышение уровня эмоциональной отзывчивости.
Разработать методические рекомендации по использованию предложенной системы дидактических игр.
Для решения задач были использованы методы:
дидактическая игра;
словесно-логическая задача;
пантомимика;
При разработке системы дидактических игр, мы следовали определенным педагогическим принципам:
1. доступности (учет возрастных особенностей);
2. последовательности;
3. систематичности;
4. преемственности.
Предлагаем вариант одной и той же игры и способов групповой деятельности для того, чтобы сохранить интерес к игре и дать возможность совершенствоваться, добиваться успехов каждому.
При составлении вариантов игр соблюдали принципы:
вариантность учебных и игровых задач;
постепенное усложнение правил и действий игры;
использование разных наглядных материалов для выявления одного и того же отношения между явлениями;
создание постоянного эмоционального фона (игрового состояния) с помощью приемов: сюрпризность, символика, костюмирование, поиск, сказочный персонаж, соревнование, шутки, юмор, жребий и т.д.
При подборе системы дидактических игр мы учитывали четкое формулирование игрового правила по закреплению знаний о нормах и появлениях эмоциональной отзывчивости для того, чтобы это знание приобрело личностный смысл, не как надо поступать в той или иной ситуации (т.е. повторять правило), а как ты будешь поступать, чтобы ребенок встал в позицию исполнителя нравственной нормы.
Первая серия дидактических игр использовалась с целью закрепления представлений об эмоциональном появлении человека и животного, упражнять в определении эмоционального состояния животного и человека.
Вторая серия игр была направлена на развитие образности речи, воспитания чувства прекрасного и любви к природе.
Третья серия дидактических игр была направлена на закрепление представлений об эмоциональном состоянии и формах оказании помощи.
Четвертая серия игр предусматривает вербализацию переживаний и осознание причины его возникновения - самостоятельный поиск путей содействия, воспитание чувства отзывчивости.
Перед игрой мы условились с детьми следовать общим правилам: соблюдать очередность ответов, выслушивать товарища до конца, не показывать своей оценки ни словом, ни действием.
Нами отмечались черты детского морального поведения в плане отношения детей к игрушкам, предметам быта.
Нами отмечено, что некоторые дети с развитой способностью переживать собственные страдания, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия к другому.
Значительно меньше сходство между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Очевидно, радоваться успехам, благополучию другого ребенка труднее, ем сочувствовать его горю.
Полученный материал экспериментального исследования убеждает нас в положительном влиянии дидактических игр на развитие эмоциональной чувствительности, в необходимости проведения таких занятий в системе. Результаты экспериментального исследования убеждают в том, что появляется качественный рост, в развитии эмоциональной чувствительности. Во время дидактических игр ребенок испытывает удовлетворение, его жизнь обогащается новыми впечатлениями, которые он запоминает, его радуют достигнутые результата. Это порождает новые стремления, к более полному, эмоциональному выражению своих чувств, настроений. Что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Другие статьи:
Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к
животным ближнего окружения
Представления Задание 1.1 Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику пре ...
Специфика деятельности специальных образовательных учреждений VI вида
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в России: - Министерство образова ...