Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать находятся в состоянии эмоционального стресса, а это неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребёнка. Поэтому врачу, психологу, социальному педагогу надо оказывать помощь не только ребенку, но и всем членам семьи. И прежде всего родителям.
Создание социальных технологий в работе с семьёй - это коллективная деятельность.
В социальной реабилитации семьи очень важно взаимодействие всех специалистов.
Совместно с психологом и воспитателями социальный педагог прежде всего, должна научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребёнка, вести дневник наблюдения, а так же овладеть основными приёмами воспитания и обучения ребёнка. Как социальный педагог, анализируя особенности семейного воспитания ребёнка, необходимо обращать внимание на такие параметры как эмоциональное принятие ребёнка в семье, заинтересованность в ребёнке, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения нужно определить преобладающий тип семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Необходимо, прежде всего, убедить родителей, что подрастающему больному ребёнку нужно тоже, что и остальным детям:
- игры;
- дружба, уважение, любовь;
- участие в семейных делах;
-путешествия и приключения;
- школа или другие формы обучения;
- участие в общественной жизни.
Таблица 4
Схема совместных действий различных служб и ведомств в оказании социальной помощи семьям с факторами социального риска ребёнка и неблагополучными семьями
Семейная ситуация |
Виды помощи семье и детям |
Ответственные |
Неполная семья |
1. Вовлечение ближайших родственников в процесс воспитания ребенка с девиантным поведением |
Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, учитель |
2. Наблюдение, беседы, консультации | ||
3. Вовлечение ребенка в различные кружки, секции |
Социальный педагог, тренер, психолог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного образования. | |
4. Обучение одного из родителей навыкам воспитания ребенка без второго родителя |
Психолог, специалист, социальный педагог, врач-педиатр | |
5. Содействие в постановке на учет в органы социальной защиты |
Специалист по социальной работе, юрисконсульт | |
6. Привлечение родительских общественных организаций к воспитанию ребенка с девиантным поведением |
Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог | |
Жестокое обращение с ребенком в семье со стороны родителей |
1. Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа |
Врач-педиатр, психолог, юрисконсульт, социальный педагог, специалист по социальной работе, воспитатель |
2. Содействие в постановке семьи на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, при необходимости к врачу психиатру, наркологу |
Врач-педиатр, юрисконсульт, специалист по социальной работе, социальный педагог | |
3. Обмен опытом с другими родителями о воспитании ребенка с девиантным поведением в семье |
Психолог, социальный педагог, родители | |
Неполная семья, где родитель злоупотребляет алкоголем или наркотиками |
1.Организация консультаций нарколога |
Врач-нарколог, социальный педагог |
2.Содействие в постановке семьи на учет к наркологу |
Врач-нарколог, социальный педагог | |
3.Вовлечение ребенка в посещение секции, кружков |
Социальный педагог, тренер, специалист, педагог дополнительного образования, психолог | |
4.Работа с родителями |
Врач-нарколог, специалист по социальной работе | |
5. Ходатайство в органы опеки и попечительства о лишении родительских прав |
Социальный педагог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, психолог | |
6.Обследование ребенка у психиатра |
Врач-психиатр, психолог | |
Формально полная семья, но один из родителей злоупотребляет алкоголем, наркотиками |
1.Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа |
Социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
2.Организация консультаций нарколога, проведение обследования |
Врач-нарколог, социальный педагог | |
3. Содействие в проведении обследования ребенка у психиатра |
Врач-психиатр, психолог | |
4. Вовлечение ребенка в посещение спортивных секций, кружков по интересам |
Социальный педагог, тренер, педагог дополнительного образования | |
5.Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений в семье |
Психолог, социальный педагог | |
6.Вовлечение родителей в клуб взаимоподдержки по проблемам в семье |
Психолог |
Другие статьи:
Анализ музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи
Структура досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности для удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, различных формах нерегламентированной деятельности и общения. Формы досуга бывают разных видов: Различн ...
Принципы воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами в ...