На возрастающую роль сестринского персонала в решении проблем национальных служб здравоохранения неоднократно указывалось в программных документах ВОЗ.
Как отмечает исследовательница и пропагандистка сестринского дела, много лет проработавшая на посту регионального советника ВОЗ в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течении последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицина. Нежелание признать, что медсестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого же развития, как врачебная помощь, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами"
В контексте глобальных стратегий в области здравоохранения Европейским бюро ВОЗ в 1998г. в Копенгагене была принята "Стратегия ВОЗ в образовании медицинских сестёр и акушерок", в которой отражены следующие фундаментальные изменения роли и функций медицинской сестры:
умение принимать компетентные решения, брать на себя ответственность за профессиональные действия и участвовать в организации, планировании сестринского дела автономно или в партнёрстве с многопрофильным медицинским коллективом, заботится о физическом, психическом, социальном здоровье и благополучии, улучшении качества жизни отдельных людей и общества;
пропаганда здорового образа жизни; профилактика болезней и психосоциальная поддержка и реабилитация, нуждающимся в помощи, эффективные общие и специализированные медицинские услуги;
обучение, просветительная деятельность среди отдельных людей, социальных групп и общества в целях повышения личной и коллективной ответственности за индивидуальное и общественное здоровье.
Современные программы обучения учитывают стратегию ВОЗ, готовя в учебных заведениях России специалистов сестринского дела, способных заниматься сестринской педагогикой. Особенно актуально это звучит в последнее время, в связи с реформами в здравоохранении и изменениями взгляда на роль медицинской сестры. Появление медицинских сестёр с высшим образованием, сестёр-менеджеров, организаторов сестринского дела, открывает новые возможности использования знаний и опыта медицинских сестёр, например, при организации "школ здоровья". Преподавателями в "Школе здоровья" могут быть врачи, но желательно, чтобы занятия проводили специально обученные медицинские сестры. Нерационально использовать время врачей, занимающихся клинической практикой на занятия с больными, когда можно возложить обучение больных на медицинских сестёр. Они успешно справятся с задачей, учитывая высокую современную подготовку.
При открытии "Школ здоровья" от медицинской сестры-менеджера потребуется исполнение основных функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Стратегия медицинской сестры-организатора в педагогической деятельности должна соответствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения, иметь научное обоснование, быть социально приемлемой, обеспечивать общедоступность помощи (особенно в отношении тех групп больных, которые испытывают наибольшую потребность в ней), предоставлять возможность обучения в стенах медицинского учреждения, гарантировать высокое качество обучения. Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития способностей пациента обслуживать себя, который при обучении также повышает свою медицинскую и санитарную грамотность.
Обучение в "Школе здоровья" - это организованный процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений. Умение принимать компетентные решения, брать на себя ответственность за профессиональные действия и участвовать в организации, планировании сестринского дела автономно или в партнёрстве с многопрофильным медицинским коллективом, заботится о физическом, психическом, социальном здоровье и благополучии, улучшении качества жизни отдельных людей и общества;
пропаганда здорового образа жизни; профилактика болезней и психосоциальная поддержка и реабилитация, нуждающимся в помощи, эффективные общие и специализированные медицинские услуги;
Другие статьи:
Формирование географических представлений
Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления – это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, пос ...
Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении
«Как любить ребёнка»
Трудно проводить анализ произведений Януша Корчака, будучи зажатым в рамки требований написания исследовательской работы. Трудно потому, что тот, кто прочёл хотя бы несколько работ этого особенного автора, не мог не заразиться его вольномыслием, его детской непосредственностью при выражении своих идей. Сразу ...