Краткая характеристика разработанных текстов “описывающих ход исследования” и методика применения этих текстов.
Сначала эти тексты состояли просто из рассуждений. В результате обсуждения с научным руководителем и учителями решили, что текст будет лучше восприниматься, если рассуждения в нем будут излагаться от лица младшего школьника, ровесника и старшеклассника. Поэтому тексты изменились. Разработанные мной тексты, описывающие ход исследования состоят из трех независимых друг от друга рассуждений, каждое из которых является рассуждением одного из школьников.
1-ое младшего школьника – способ полный перебор,
2-ое ровесника – эмпирическое исследование,
3-е старшеклассник – содержательный анализ.
В этих рассуждениях присутствуют как верные так и не верные ходы. У младшего школьника метаязык отсутствует, у ровесника появляется метаязык, а у старшеклассника присутствует, т.к. рассуждение старшеклассника – это уже рассуждение человека имеющего опыт в исследование.
За счет разработанной методики работы с текстами форма текста в виде рассуждения трех школьников стала необходимой. Разработанная методика работы с текстами такого типа следующая. Учащимся даются тексты, затем дается задание прочитать первое рассуждение и написать к нему вопросы. Затем учитель спрашивает: “Кому понятно?” И один или два человека из тех, кому полностью понятно рассуждение становятся экспертами (принимают позицию автора) и отвечают на вопросы остальной части класса. Тоже самое проделывается и с остальными рассуждениями.
Апробация на уроке в 6-ом класс
Проект урока
Тема: ”Признаки делимости в системах счисления по основанию р”
Вид урока: учебно-ролевая игра
Цель:1) Отработать пройденный материал;
2) Освоение культурных образцов рассуждения;
3) Возможность соотнесения учащимися своего опыта и образцов.
Методическая цель: Создать методическое обеспечение для освоения учащимися способов описания исследования.
План урока:
Приветствие
Работа с учебными текстами
Завершение занятия
Виды работы: 1. Самостоятельная работа с текстами;
2. Общее обсуждение.
Средства: Учебные тексты (приложение 1).
Ход урока
Приветствие
Учитель дает задание 1. Прочитать задачу 1 и 2. Чем отличается задача 2 от задачи 1?
Ответы учеников:
Виталя. Задача 1 общая, а в задаче 2 говорится про конкретную систему счисления.
Максим. Задачу 1 нельзя решить, потому что нет системы счисления.
Ника. Если бы мы решили задачу 1, то получили бы много (набор) разных признаков в разных системах счисления.
Учитель. Как понять набор признаков в разных системах счисления?
Ника. Например, признак делимости на 7 в 10-чной системе счисления один, в 7-чной – другой, в 14-чной третий, а в какой-нибудь 8-чной может быть совсем не существует такого признака.
Учитель. А как вы думаете, существует ли признак делимости на 7 в 7-чной и в 14-чной системах счисления?
Ответ: Наверное, существует.
Вера. Если в задаче написано вывести, значит, этот признак существует.
Учитель. Далее в этом тексте вам предлагается решение этой задачи тремя учениками: младшим школьником, ровесником и старшеклассником.
Задание 2. Прочтите рассуждение младшего школьника и составьте вопросы к этому тексту.
Дается время.
Затем учитель спрашивает: Кому это рассуждение полностью понятно.
Руки подняли 10 человек из 22-х присутствующих на уроке.
Учитель. Кто хотел бы и мог выступить в роли младшего школьника и ответить на вопросы одноклассников?
Руки подняли 5 человек. Учитель предложил им отвечать на вопросы одноклассников по очереди.
Вопросы:
1.Зачем надо было выписывать столько чисел?
2.Как ты понял, что 107,207 и так далее делятся на 7?
3.Зачем выписывать все двузначные числа в 14-чной системе счисления?
4.Почему ты взял именно двузначные числа? А не однозначные или трехзначные?
5.Почему ты считаешь, что можно сделать такой вывод?
Ответы:
1. Чтобы заметить закономерность.
2. Перевел в десятичную систему счисления и посчитал.
3. а) Чтобы убедиться, что нет дольше таких чисел, которые бы делились на 7.
б) Чтобы не пропустить ни одного числа.
4. Потому что среди однозначных чисел нет делящихся на 7, а трехзначные слишком долго перебирать.
5. Потому что я перебрал все двузначные числа.
Задание 3. Прочитайте рассуждение ровесника.
Другие статьи:
Особенности
коммуникативной сферы студентов ФВСО
При анализе особенностей коммуникативной сферы было выяснено, какая манера поведения более свойственна студентам: Рис 13. Особенности коммуникативной сферы студентов Большинство респондентов (рис. 13) занимает активную жизненную позицию - предпочитают быть в центре коллектива – 53% опрошенных, однако при это ...
Система комплексной работы по использованию игр-загадок,
головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего
дошкольного возраста
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по использованию игр-загадок, головоломок, ребусов и кроссвордов в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста 2. Разработать и апробиро ...