обучение, просветительная деятельность среди отдельных людей, социальных групп и общества в целях повышения личной и коллективной ответственности за индивидуальное и общественное здоровье.
Современные программы обучения учитывают стратегию ВОЗ, готовя в учебных заведениях России специалистов сестринского дела, способных заниматься сестринской педагогикой. Особенно актуально это звучит в последнее время, в связи с реформами в здравоохранении и изменениями взгляда на роль медицинской сестры. Появление медицинских сестёр с высшим образованием, сестёр-менеджеров, организаторов сестринского дела, открывает новые возможности использования знаний и опыта медицинских сестёр,например, при организации "школ здоровья". Преподавателями в "Школе здоровья" могут быть врачи, но желательно, чтобы занятия проводили специально обученные медицинские сестры. Нерационально использовать время врачей, занимающихся клинической практикой на занятия с больными, когда можно возложить обучение больных на медицинских сестёр. Они успешно справятся с задачей, учитывая высокую современную подготовку.
При открытии "Школ здоровья" от медицинской сестры-менеджера потребуется исполнение основных функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль. (Перфильева Г. 1996) Стратегия медицинской сестры-организатора в педагогической деятельности должна соответствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения, иметь научное обоснование, быть социально приемлемой, обеспечивать общедоступность помощи (особенно в отношении тех групп больных, которые испытывают наибольшую потребность в ней), предоставлять возможность обучения в стенах медицинского учреждения, гарантировать высокое качество обучения. Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития способностей пациента обслуживать себя, который при обучении также повышает свою медицинскую и санитарную грамотность.
Обучение в "Школе здоровья" - это организованный процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений.
Целью обучения в "Школе здоровья" является:
Нормализация соматического состояния.
Изменение поведения пациентов в отношении к своему заболеванию.
Формирование мотивации лечения и изменения образа жизни.
Обучение пациентов самоконтролю, соблюдению режима питания и самоуходу.
Задачами обучения в "Школе здоровья" являются:
подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей;
развитие у них интереса к повышению качества жизни;
улучшению состояния здоровья или адаптации к изменённому состоянию.
Содержанием обучения пациентов "Школы здоровья" является поддержание определённого уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.
Организация Школ здоровья требует современного отношения к содержанию сестринского дела. Если раньше сестринский персонал был сориентирован на уход за больными людьми, то сейчас главная задача в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. Обучение в сестринском деле - это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента для удовлетворения, прежде всего, основных жизненно важных потребностей. При формировании мотивации решающее влияние оказывает профессионализм медицинской сестры. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлеченным в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением. Также для обучения важна обратная связь, контроль усвоения материала и установление партнерских отношений между пациентом и медицинской сестрой, которая проводит обучение. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, направлены на различные аспекты патологических состояний конкретных болезней. Работа медицинской сестры направлена на пациента и сосредоточена на его проблемах.
Медицинская сестра выполняет ведущую роль в процессе обучения в Школе здоровья, является равноправным партнером врача, обеспечивает помощь, ориентированную на пациента.
Другие статьи:
Сущность понятия «готовности к школьному обучению»
В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими звеньями образования? В первую очередь, замечает Букатов В., она состоит в том, что эти две ступени образования находятся в ведении разных типов воспитательно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и псих ...
Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к
самостоятельной семейной жизни
старшеклассник семейный жизнь подготовка Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. П.И. Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания – это вариан ...