Особые условия для нахождения ребенка в коррекционной школе, показывают актуальность создания такой образовательной среды, которая будет способствовать жизненному и профессиональному самоопределению воспитанников, созданию определенных условий для их самореализации.
Для того, чтобы решить указанную проблему необходимо правильно организовать процесс дополнительного образования в такой школе. В концепции модернизации системы образования в России определяются важность и значение системы дополнительного образования детей, которые имеют недостатки в развитии.
В коррекционных школах дополнительное образование должно достигать следующих целей: - создать условия для того, чтобы обеспечить максимальное развитие индивидуальных способностей детей, способствующих их социализации и социальной адаптации в практической жизни, обеспечение преемственности с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование должно формировать у воспитанников самосознание и ощущение ценности своей личности. Дети удовлетворяют свои творческие потребности, развивают интересы, усваивают знания в таком темпе и объеме, которые им позволяют их индивидуальные способности.
Разный спектр видов деятельности в системе дополнительного образования должен решать такие задачи:
1. развить творческие способности учащихся;
2. Развить их познавательных интересы;
3. формировать мотивацию на успех;
4. создать условия для самоутверждения и пред профессионального самоопределения;
5. корректировать развитие личности.
Система дополнительного образования состоит из нескольких уровней:
I уровень - характеризуется случайным набором кружков, секций, их работа мало сочетается с имеющимися материалами перспективных возможностей.
II уровень - появляются объединения учеников по интересам, но нет продуманной программы работы. Работа распадается на отдельные фрагменты, потому что не достаточно продумана.
III уровень - дополнительное образование воспитанников формируется в отдельное подразделение школы единой образовательной программы, а учителя начинают координировать свою работу в рамках программы творческого развития детей.
В начале учебного года руководящие работники определяют задачи, содержание, формы и перспективы деятельности своих кружков. Главный принцип работы каждого учителя дополнительного образования - развить творческие способности детей и обеспечить каждому ребенку чувство успеха и уверенности в себе.
Общее руководство работой студий осуществляется советом объединения, в который входят директор школы, педагог-организатор, руководители студий и детский актив.
Л.С. Выготский указывал: "приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка, что является принципом построения высших психических функций и их становления".
Поэтому, вся работа по развитию творческих способностей учащихся проходит в виде коллективных творческих дел, которые объединены одной идеей.
Сегодня можно сказать, что опыты прошедших лет в плане дополнительного образования детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья не прошли даром.
Работа всех учителей дополнительного образования оценивается, и видна по результатам, успехам детей в конкурсах, концертах, выставках, олимпиадах, соревнованиях.
Поэтому:
Дополнительное образование детей должно способствовать практическому приложению знаний и навыков, которые получены на уроках.
В условиях дополнительного образования учащиеся могут развивать свои творческие потенциалы, навыки адаптации к современному обществу и имеют возможность получить полноценную организацию своего свободного времени.
Дополнительное образование решает проблемы социальной адаптации и профессионально помогает выпускникам сделать свой правильный выбор.
Основное и дополнительное образование не существуют друг без друга, так как по отдельности они имеют односторонний и неполноценный характер.
Развитие системы дополнительного образования должно зависеть во многом от успешности обеспечения условий.
Другие статьи:
Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной
литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Её изучение в школе – нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических ...
Возможности применения на практике
новых технологий в современной школе
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения происходит благодаря включению их в совместную деятельность, организации самостоятельной работы учащихся. Стимулируют познавательную активность и интерес обучаемых дидактические средства, во-первых, направленные на получение информации о пред ...