Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 4

Психологическая схема практической деятельности мастера включает такие компоненты, как: самостоятельная ориентировка в любой педагогической ситуации, самостоятельное приобретение новых необходимых педагогических знаний: правильная постановка цели действий; конкретные способы и средства действий, чтобы в процессе действий отработать и усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.

Такая деятельность, которая включает все перечисленные компоненты, по мнению, A. M. Новикова, называется интегративной. Речь идет о цели деятельности. Если ее ставит сам мастер, то она носит активный, творческий характер, если цель деятельности задается мастеру другим - старшим мастером, зам. директора и т.д., то такая деятельность исполнительская.

Главное, чтобы мастер выступал в качестве "деятеля", а значит человека с собственной педагогической позицией. Тогда от мастера будут требоваться педагогические умения тактического и стратегического характера, так как деятельный педагог может достаточно быстро сориентироваться и освоить самостоятельно или на курсах необходимые ему новые средства, формы и методы обучения, воспитания и развития своих воспитанников.

То есть, необходима, во-первых, организация собственного практического опыта мастеров интегративной трудовой деятельности. Во - вторых, его анализ позволит сформировать у профессионально - педагогических работников способность к ориентировке, к педагогическому творчеству.

Педагогическая деятельность мастера должна представлять собой осуществление одновременно всех пяти зафиксированных философами и психологами видов деятельности - познавательной, преобразовательной (практической, проектирующей), ценностно-ориентационной, общения и эстетической.

Учебная деятельность - деятельность, обеспечивающая развитие у мастеров ряда базовых компонентов педагогической культуры. Ее структурными компонентами являются учение, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа, собственно педагогическая работа, педагогическое творчество.

Сущность учебной деятельности можно представить как деятельность по самосовершенствованию, саморазвитию, самоизменению мастеров профессионального обучения, которая происходит под целенаправленным воздействием преподавателей системы повышения квалификации, методистов профессиональных образовательных учреждений.

Позиция личностно-деятельностного подхода, которой мы придерживаемся, потребовала выявления специфики влияния предлагаемых нами концептуальных положений на уровень развития педагогической культуры мастеров профессиональной школы.

Согласно теоретическим положениям личностно-деятельностного подхода личность мастера рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Субъект деятельности, с точки зрения философов и психологов, представляет собой сложнейший феномен, который нужно попытаться интерпретировать в рамках практико-ориентированных педагогических теорий. Сущность его заключается в следующем. Во-первых, категория субъекта всегда сопоставима с категорией объекта. Во-вторых, познающий субъект или "субъект научного познания" всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно-исторически сложившихся формах. В - третьих, субъект - это всегда сознательно действующее лицо, самосознание которого, по мнению С.Л. Рубинштейна, это "осознание себя как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности в том числе". В-четвертых, каждого конкретного субъекта можно определить только через отношение к другому. В-пятых, каждое "Я" - есть коллективный субъект.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Анализ результатов опытно - эмпирического исследования по социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей
В ходе выполнения нашего исследования, для определения уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей была проведена работа на базе школы № 22 г. Абакана с учащимися 4 класса, в количестве - 17 человек. Была проведена диагностика на выявление межличностных отношений в кла ...

Фонетические возрастные особенности речи детей
Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется прост ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru