В среде мастеров профессионального обучения бытуют ложные представления, иллюзии, заблуждения об удивительной легкости педагогического труда, о главенстве в педагогической деятельности технологических знаний, умений, навыков. В этой связи многие профессионально-педагогические работники считают, что педагогическое ремесло доступно чуть ли не каждому человеку, и в этой связи они довольно легко принимают решение о переходе с какого-либо производства в профессиональное училище, лицей.
Кроме названных заблуждений мастера часто не совсем правильно понимают смысл "профессиональной педагогики", считая, что если у кого-то есть врожденные педагогические способности, то они станут настоящими педагогами. Поэтому процесс обучения - "как учить и воспитывать" зачастую, по их мнению, не имеет эффекта, бессмыслен, "пустая трата времени".
Отчуждение от педагогической подготовки часто связано с тем, что она носит формальный характер, направлена на обеспечение мастеров теоретическими знаниями из области профессиональной педагогики, психологии, методики производственного, практического обучения, в которых педагоги зачастую не испытывают потребности. Более того, преподаватели системы повышения квалификации, имея ученую степень доктора или кандидата наук, часто, не обращают внимания на уровень готовности опытных мастеров, имеющих чаще всего среднее или среднее специальное и редко высшее образование, осмысливать педагогические понятия. Как правило, порой до 35-45% излагаемого учебного материала они не осмысливают и проводят в этой связи время, отведенное на обучение впустую. То есть, основное противоречие, которое возникает при организации образовательного процесса для мастеров, возникает между процессом "навязывания" мастерам содержания учебного материала и познавательными потребностями педагогов-практиков. Поэтому образовательный процесс в этой связи не способствует реинтерпретации.
"Знаниевый" подход в педагогической подготовке, особенно начинающих мастеров, все еще остается традиционным. Сущность его заключается в том, чтобы передать им необходимый объем педагогических знаний. Многие исследователи считают, что необходимо в педагогической подготовке мастеров идти от теории к практике. Они вводят так называемую порцию знаний, единицу обучения, считая, что педагогическая информация, якобы через осознание ее значения и смысла, поможет мастерам решать различные по содержанию педагогические задачи.
"Знаниевый" подход развивает, в основном, исключительно интеллектуальную сферу личности, причем, только ту ее часть, которая связана с педагогической памятью, почти не затрагивая мотивационную, конативную (волевую), эмоциональную сферы личности, определяющие развитость педагогической культуры мастеров профессиональной школы. Преобладание "знаниевой" педагогической подготовки над всеми ее остальными видами приводит, в основном, к развитию формального уровня педагогического сознания, затрудняет развитие педагогической культуры мастеров профессионального обучения.
Исследование показало, что хотя без данного подхода порой не обойтись, необходимо принципиально по-иному "встраивать" его в общую систему педагогической подготовки мастеров профессионального обучения.
В теории и методике профессионального обучения относительно недавно сформировался "задачный" подход к педагогической подготовке мастеров, который основной акцент делает на разрешение в процессе либо практической деятельности, либо в ходе курсов или в процессе педагогического самообразования самых разнообразных по содержанию педагогических задач, ситуаций.
Другие статьи:
Принципы первичной медико-санитарной помощи в свете организации сестринской
работы
В соответствии с принципами первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) стратегия развития здравоохранения нашей страны должна быть ориентирована не на болезнь, а на сохранение и формирование здоровья каждого человека, семьи, коллектива и общества, на активную профилактику заболеваний. Предусмотрено перераспре ...
Основные этапы эволюции Земли
История Земли по современным представлениям насчитывает примерно 4,6 млрд. лет. Многочисленные результаты исследования земной коры (химический состав и структура горных пород, их распределение по глубине, содержание радиоактивных изотопов, остатков ископаемых живых организмов) позволили установить картину фо ...