Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 3

Известно, что педагогическое сознание не только отражает, но и определяет результативность, характер, направленность педагогической деятельности. Поскольку принцип единства сознания и деятельности, (JI. C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) должен являться основополагающим в изучении проблем взаимоотношения сознания и деятельности, то следует признать, что использование личностно - деятельностного подхода в изучении проблемы развития педагогической культуры мастеров является актом логичным и вполне обоснованным.

Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Психика может быть правильно понята, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Понятие "личностно-деятельностный подход" означает, что, во-первых, организация лекций, семинаров, внеучебных занятий в системе повышения квалификации должна рассматриваться с учетом их личностной обусловленности, с учетом личностных позиций их участников: субъектов образовательного процесса - преподавателей и мастеров, сотрудников психологических и социологических служб. Во-вторых, процессы и преподавания, и учения происходят в деятельности (активной, целенаправленной). В-третьих, результаты образовательного процесса - педагогические знания, умения, мировоззрения и пр., т.е. вообще развитие личности мастеров достигаются в результате деятельности.

Таким образом, необходимо апробировать преимущества личностно - деятельностного подхода непосредственно в практике педагогической подготовки мастеров профессиональной школы. Это означает, что в отличие от традиционного подхода к педагогической подготовке мастеров во главу угла ставится не содержание учебного материала, тот минимум, который обязательно нужно "передать" мастерам, "влить" в их головы, и в этой связи, расписание, очередность учебных занятий, их форма и методы, а личность педагога: кто он, какое он имеет образование, чего хочет приобрести, какие имеет потребности, интересы и пр.

Смысл преподавательского труда в нашем случае должен отражать отношение мастеров профессиональной школы к педагогике, их познавательные запросы и педагогические затруднения.

В этой связи перенос внимания руководителей системы повышения квалификации с акцента содержательного на личностный означает принципиально иную организацию педагогической подготовки мастеров.

В этом случае развитие педагогической культуры - как интегрального качества личности мастера становится и целью и одним из главных критериев деятельности профессиональных образовательных учреждений, а значит и системы повышения психолого-педагогический квалификации профессионально-педагогических работников.

Личностно-деятельностный подход ни в коем случае не сможет заменить "знаниевый" или "задачный". Сформировавшиеся на различной эмпирической базе эти подходы развивают у мастеров различные стороны педагогической культуры и поэтому они равноправны, но взятые в отдельности односторонни.

"Знаниевый" и "задачный" подходы являются своего рода предпосылкой для реализации личностно-деятельностного подхода, более того, первые два подхода должны рассматриваться с точки зрения возможностей развития личности мастера.

Получается, что практическая деятельность - основная деятельность, обеспечивающая развитие всех выделенных нами компонентов педагогической культуры. Ее структурными компонентами являются: преподавание, воспитание, развитие личности будущих рабочих и специалистов, диагностическая, проектная, исследовательская, творчество в одном или нескольких видах педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Итоговый тест по физике за I четверть для учащихся 7 класса
1. К физическим явлениям относится 1) размножение микробов 2) пожелтение листьев 3) падение капель дождя 4) гниение соломы 2. Физическим телом является 1) нож 2) вода 3) ураган 4) температура 3. Веществом является 1) веревка 2) железо 3) литр 4) ветер 4. Данный термометр показывает температуру… °С 1) 37.5 2) ...

Значение медицинской сестры - менеджера в организации работы "Школ здоровья"
На возрастающую роль сестринского персонала в решении проблем национальных служб здравоохранения неоднократно указывалось в программных документах ВОЗ. Как отмечает исследовательница и пропагандистка сестринского дела, много лет проработавшая на посту регионального советника ВОЗ в Европе, Дороти Холл, " ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru