В ходе выполнения нашего исследования, для определения уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей была проведена работа на базе школы № 22 г. Абакана с учащимися 4 класса, в количестве - 17 человек. Была проведена диагностика на выявление межличностных отношений в классе по методике диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:
1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.
В ходе подготовки исследования нами были разработаны опросники для измерения отношений по поводу совместной деятельности учащихся, а также для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). Каждому учащемуся давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы.
Порядок исследования: Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его объяснялась группе цель исследования, важность его результатов, было показано, как нужно выполнять задания, гарантировалось сохранение тайны ответов.
Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Евгений, студент 5 курса Института непрерывного педагогического образования, ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Я провожу исследование, и хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в левом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: «С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?» С кем из класса вы бы хотели пойти на праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. Постарайтесь быть искренними в ответах. Спасибо! В процессе опроса мы следили за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, обращали внимание на обязательность ответов на все вопросы. Учащиеся выполняли работу не торопливо. Мы понимали, что не следует подгонять испытуемых с ответами.
Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О.
Курс (группа, класс) _
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей класса, с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
А) Б) В)
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
А) Б) В)
3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
А) Б) В)
Результаты опроса представлены в социоматрице, таблица № 1, приложение А. На основе социоматрицы была построена социограмма, представлена на рисунке № 1, приложение Б. Полученные результаты, представленные в социограмме, наглядно показывают наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Внутренний круг “зона звезд” - в неё включены лидеры, набравшие максимальное количество выборов. Таких детей в классе было трое: (2,10,15) – Влад Б., Кирилл Н., и Карина Ч., про этих детей можно сказать, что они активисты, лидеры в своем кругу общения, легко находят общий язык с детьми противоположного пола. Мальчики любят посоперничать. Второй круг - зона предпочитаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя:– Гелия Б., Карина Б., Кристина К., Регина М., Сергей М., Кирилл Н., Слава С., Вадим Т., Аяна Т., Андрей Ч., Андрей Щ. В моем исследовании таких детей оказалось большинство. Третий круг – зона пренебрегаемых, это лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя:– Валя Б., Нурсадык М., Нуркалый Ч. К сожалению таких детей оказалось трое это девочка и два мальчика киргизкой национальности, видимо у этих детей возникли проблемы с учебной деятельностью и с положением в системе межличностных отношений с одноклассниками. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка: - Максим К. В ходе общения и наблюдения за этим ребенком я сделал вывод о том что он оказался объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у него чувства неуверенности, страха, неких сомнений в себе.
Другие статьи:
Шаги для оптимизации учебного процесса
Некоторые рекомендации могут помочь педагогам эффективно преподавать в школе учебный материал детям разных возрастов. Так в работе с младшими школьниками необходимо обратить внимание на развитие волевых качеств ребенка. - связывать задания с потребностями и интересами школьников: "надо" не является ...
Влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает детей друг с другом. Оказывает ...