В своем исследовании мы исходили из предположения, что для гармонизации отношений в классе, формирования благоприятного психологического климата целесообразно организовать спецкурс, который мы назвали "Учимся жить дружно". На занятиях учащиеся овладеют информацией об особенностях человеческого общения, человеческой личности, взаимооценок и т. д. Также, используемые на занятиях упражнения направлены на создание у ребят позитивного коммуникативного опыта, выработку умений толерантного общения, принятие, понимание окружающих.
Занятия не включают в себя таких упражнений, проведение которых требует от организатора социального психологического образования. Они доступны в использовании их классным руководителем или другим педагогом при определенной степени их подготовленности. Это значительно облегчает включение данного спецкурса в ОВП школы и практическое его использование.
Важное значение имеет выполнение ведущим этических правил групповой работы, а также соблюдение основных ее принципов:
-Предоставление учащимся полной информации о работе группы, ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить на спецкурсе;
-Конфиденциальность. Все о чем говориться на спецкурсе относительно конкретных участников должно остаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Также следует объяснить, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия участников спецкурса);
-Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях и ведущий должен уважительно относиться к их выбору, защищать от возможного давления со стороны группы;
-Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - определенная открытость окружающим людям. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно в начале работы спецкурса этого добиться невозможно, более того, нет необходимости всегда настаивать на полном самораскрытии всех участников, но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере какой он считает нужным на данный момент;
-Принцип "здесь и теперь". Важно чтобы разбирались процессы мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время, привыкают считаться с особенностями настроения других, развивается умение слышать и слушать. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.
Особое значение имеет расположение участников. Наиболее оптимальная форма - круг, так как он создает возможность равенства всех участников занятия (в том числе равенства школьников с педагогом). Круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение; при таком расположении участники обращены друг к другу лицами - самой эмоциогенной частью тела. Круг создает педагогу возможность более легкого отслеживания разворачивающихся процессов.
Каждое занятие состоит из трех частей.
1. Разминка. Включает в себя ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости и внимание, видения, слышания друг друга. Упражнения носят психофизический характер, т. е. включают в той или иной мере физические действия, движения. Такое "физкультурное" начало позволяет уменьшить зажатость участников, а телесные взаимодействия - похлопывания друг друга, прикосновения друг к другу - включают на телесном уровне возможность объединённости, общности, сплочения.
2. Основное содержание занятия. Эта часть отражает цели занятия и включает и включает в себя лекции, игры, упражнения задания помогающие понять и усвоить тему занятия. Каждое упражнение после проведения совместно обсуждается, анализируется. На обсуждение, как правило, выносятся ощущения, чувства школьников связанные с их действиями и мыслями по поводу своих действий. В зависимости от задач упражнений, атмосферы на занятии в анализе высказываются все или только желающие. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать, не требовать, не "продавливать".
3. Итоговая рефлексия. В конце каждого занятия учащиеся делятся своими впечатлениями, мнениями относительно темы и занятия в целом, своим настроением.
Другие статьи:
Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения:
характеристика проблемы
По данным социологов 30–40% школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, ...
Основные определения используемые Болонской программой
Кредитно-модульная система организации учебного процесса: это модель организации учебного процесса, которая базируется на соединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Модуль: задокументированная завершенная часть - учебная дисциплина, практика, гос аттестаци ...