Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Педагогика как наука » Совершенствование методики преподавания темы "Арифметическая и геометрическая прогрессии" с позиции активизации познавательной деятельности учащихся » Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Страница 1

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным процессом, определяющим результативность и эффективность обучения. Она имеет не только обучающее, но и воспитательное значение. В процессе проверки перед учителем открываются возможности для совершенствования процесса обучения, потому что она – действенное средство борьбы за прочные знания учащихся, позволяющее лучше изучить индивидуальные способности учеников, выявить уровень успеваемости, степень усвоения (полноту, глубину) учебного материала, плотность знаний на разных этапах обучения, провести диагностику и коррекцию знаний, а также получить нужную информацию для того, чтобы убрать пробелы в них. Проверка знаний, умений и навыков учащихся способствует активизации их интереса к учению. Это сложный методический процесс. Для школьников она является источником глубоких переживаний: он либо ощущает удовлетворение, гордость за себя и свои возможности, либо теряет в себе уверенность, интерес к учению. Проверка знаний, умений и навыков учащихся повышает дисциплинированность, побуждает к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствует выработке сознательного отношения к регулярному труду.

Целями проверки являются диагностика и коррекция знаний; учет результативности отдельного этапа процесса обучения; определение итоговых результатов обучения.

Обратимся к вопросу об активизации познавательной деятельности учащихся при выполнении самостоятельных работ по математике. Эффективность процесса обучения математике определяется многими факторами. Важную роль при этом играет активная позиция каждого из учащихся. Практика показала, что опытные учителя уделяют первостепенное внимание воспитанию такой позиции.

Одним из признаков активности школьников является их положительное отношение, их интерес к предмету, к изучаемому материалу, к содержанию заданий, к способам выполнения.

Учитывая особенности стимуляции познавательных интересов учащихся при помощи содержания учебного материала по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» к индивидуальным самостоятельным работам, способствующим формированию познавательного интереса к этому материалу, можно отнести следующие задания:

1. Задания, содержание которых показывает роль прогрессий, их свойств в практической, технической, экономической деятельности людей.

2. Задания, которые показывают связь математики с другими учебными предметами.

3. Задания на обновление усвоенных ранее знаний.

4. Задания, содержащие элементы занимательности.

5. Задания, содержащие исторический материал.

Такие задания можно использовать в качестве индивидуальных самостоятельных работ для учащихся с целью привлечь их к занятиям математикой и, в частности, к изучению прогрессий.

В каждом классе есть ученики, которые испытывают симпатию к какому-либо учебному предмету. В этом случае учитель может использовать имеющиеся интересы ребят к определенным предметам для того, чтобы активизировать их деятельность на уроках математики. С этой целью могут быть применены задания, содержание которых отражает связи математики с другими учебными предметами.

Применяя в процессе обучения самостоятельные работы, содержание которых показывает связь математики с другими учебными предметами, учитель в процессе обучения создает условия для стимулирования познавательной деятельности на уроках математики отдельных учащихся. Интерес ученика и является основой для подбора содержания индивидуальной работы с целью активизации его самостоятельной деятельности на уроках математики.

Так, при изучении прогрессий могут быть применены задания, которые по своему содержанию связаны практически с любой областью знаний, например, с физикой. Одной из задач, связывающих арифметическую прогрессию и равноускоренное прямолинейное движение, является следующая: «Поезд, отходя от станции, равномерно увеличивает скорость так, что тринадцатую минуту движения идет со средней скоростью 30 км/ч. Какое расстояние проходит поезд за первые 13 минут движения?».

Знакомясь с содержанием задачи, ученик углубляет свои знания в той области знаний, которая используется в данном задании. Таким образом, связи между предметами здесь идут целенаправленно от биологии, химии, физики, астрономии и др. к математике. Но эти связи не являются односторонними. Решение таких задач на уроках математики усиливает интерес ученика к другим предметам, на связь с которыми указывает содержание решаемых задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х г ...

Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие раздел ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru