2 уровень – воспроизведение знаний учеником производится по образцу в знакомой ситуации самостоятельно; знания соответствуют ОРО по данной теме; умеет решать несложные задачи без ошибок. Знания ученика оцениваются на «3».
3 уровень – ученик способен применять знания в незнакомой ситуации без предъявления алгоритма, выполнять упражнения из основного задачного материала, рассматривающиеся на уроках, но не являющиеся настолько простыми и важными, чтобы их мог решать каждый ученик. Выполнение этой части работы обеспечивает ученику получение оценки «4».
4 уровень (продвинутый, повышенный) – ученик выполняет действия, для которых характерна творческая деятельность, рождение новой объективной информации, например, учащийся решает дополнительные задачи (повышенной трудности, прикладного характера) по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Для решения таких задач требуется применять знания в новой обстановке, при непривычном сочетании данных, они не рассматриваются на уроках, а только лишь на внеклассных занятиях. При достижении этого уровня знания ученика можно оценить на «5».
Важно заметить, что итоги проверки знаний, умений и навыков следует рассматривать не только как результат деятельности учащихся. Не в меньшей мере они характеризуют и деятельность самого учителя. Необходимо поэтому каждый раз делать выводы и в свой адрес.
Урок проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» можно провести не только в форме контрольной работы или устного опроса, являющимися привычными для учащихся средних общеобразовательных школ, но и в виде релейного зачета с тестовыми заданиями, который, несомненно, привлечет учащихся и разнообразит процесс обучения.
Слово «реле» происходит от французского relais — сменить, заменить. Так называются зачеты, на которых учащимся предлагаются не все задания сразу, а постепенно. Закончив одно задание, ученик переключается на другое, но переключение это идет в строгой последовательности, т.е. нельзя получить, например, третье задание, не выполнив первое и второе. Релейный зачет позволяет учащимся самим избрать уровень сложности заданий, перейти от простого уровня к сложному или, наоборот, от сложного к простому.
Подготовка к зачету начинается за две недели: учитель вывешивает в классе плакат с вопросами, списки задач, подобранных по уровням сложности, сообщает учащимся нормы оценок и образцы решения задач. При необходимости проводит консультации.
Материал, проверяемый на зачете, разбивается на пять параграфов.
§1. Определение арифметической профессии. Формула п-го члена.
§2. Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.
§3. Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена.
§4. Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии при .
§5. Задачи повышенной трудности.
Учащиеся должны выполнить хотя бы по одному заданию из каждого параграфа. А на карточках учитель помещает по два задания, чтобы иметь больше возможностей верно оценить ответ учащегося.
Количество карточек по §§1-4 должно быть больше, чем учащихся в классе, а по §5 – больше, чем хорошистов и отличников, т.е. тех, которые наверняка преодолеют трудности заданий первых четырех групп и доберутся до пятой группы. Этим гарантируется строгая индивидуальность заданий и возможность заменить одну карточку другой, если первая будет случайно испорчена.
Обычно составляются карточки четырех групп. Они получают условные обозначения А, Б, В и ЗПТ (задачи повышенной трудности).
Группа А
Содержание карточек группы А определяется стандартом математического образования. Ниже приведены примеры таких карточек. На них, как и на всех следующих, задания напечатаны жирным шрифтом и помечены буквами а) и б). Наборы ответов даны обычным шрифтом. Приняты сокращения: а.п. – арифметическая прогрессия, г.п. – геометрическая прогрессия, б.г.п. – бесконечная геометрическая прогрессия, у которой знаменатель по модулю меньше 1.
Вообще для всех карточек характерна лаконичность записи. Иначе учитель просто не успел бы подготовить их в нужном количестве.
Другие статьи:
Образ Гамлета в духовных и художественных исканиях русских писателей
Потребность в изучении влияния мировой литературной традиции на российскую национальную литературу продиктована стремлением рассмотреть произведения русских писателей в широком историко-литературном контексте, поиском новых подходов к изучению их творчества, необходимостью дать правильное истолкование того, ...
Актуальность изучения творчества У. Шекспира на уроках литературы в
средней школе
трагедия гамлет цветаева писатель Среди великих писателей прошлого Шекспир занимает одно из самых первых мест. Хотя с тех пор, как он жил и писал, прошло более трех столетий, его произведения и теперь сохраняют для нас всю свою свежесть и непосредственную убедительность. Такое воздействие на нас писателя сто ...