При анализе особенностей коммуникативной сферы было выяснено, какая манера поведения более свойственна студентам:
Рис 13. Особенности коммуникативной сферы студентов
Большинство респондентов (рис. 13) занимает активную жизненную позицию - предпочитают быть в центре коллектива – 53% опрошенных, однако при этом соблюдают дистанцию в общении (занимают позицию наблюдателя) – 22%, это можно объяснить жизненным и профессиональным опытом. При этом характер динамики социальных потребностей студентов не изменился от первого курса к пятому. Были опрошены студенты разных курсов но в одном 2010 году, поэтому сравнивать изменения не целесообразно.
Рис. 14 Характеристика самоощущения студентов на момент опроса.
Как показывает диаграмма (рис. 14), большинство опрошенных чувствуют себя просто исполнителями. Руководителями-лидерами себя ощущают в основном выпускники факультета, подтвердившие свой статус руководителя с высшим образованием. Меньше всего студенты тяготеют к исследовательской деятельности. Возможно из-за недостатка в практической деятельности научного подхода к сестринскому делу, сложившихся стереотипов по отношению к медицинской сестре, заниженного статуса, а соответственно сниженного интереса к проблемам сестринского дела, к научным публикациям, инновациям в этой области. Как лидер медсестра определяет стратегию сестринской деятельности, формирует картину будущей сестринской работы в лечебно-профилактическом учреждении, вырабатывает концепцию развития сестринской помощи в данном учреждении, ориентируется на потенциальные ресурсы. Выступая в роли руководителя, она планирует и контролирует сестринскую деятельность, опирается на реальные перспективы в работе, создаёт условия для функционирования и развития организации, мобилизует внутренние ресурсы.
Как администратор медицинская сестра решает текущие вопросы по сестринскому делу, концентрирует своё внимание на проблемах сегодняшнего дня, обеспечивает эффективное выполнение работы, использует имеющийся потенциал персонала. От работы сестёр-руководителей во многом зависят качество и уровень оказания медицинской помощи пациентам. В зависимости от того, насколько грамотно и профессионально будет медицинская сестра выступать в роли исполнителя или организатора, настолько успешно и эффективно будет построена сестринская помощь и весь сестринский процесс в лечебно- профилактическом учреждении, что непременно отразится в первую очередь на пациентах. В настоящее время, учитывая перемены, происходящие в отечественном здравоохранении и в обществе, сестре-руководителю приходится быть и педагогом-воспитателем. Под её руководством находится не только разные возрастные категории медицинского персонала, но и люди с разным воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодёжь. Поэтому зачастую сестре-руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных позиций, с этических и эстетических, приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности. Кроме того, в последнее время большое внимание уделяется психологическим аспектам в деятельности медицинских сестёр, и знание психологии становится достаточно актуальным. В связи с возникающими проблемными психологическими ситуациями в области сестринского дела, сестре-руководителю приходится выступать в роли психолога. В свою очередь, развитие научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности заставляет руководителей среднего звена быть научными работниками или исследователями.
Выступая в роли исполнителя, медицинская сестра контролирует уход за пациентом, помогает ему выполнять назначения, предписанные врачом, она планирует и реализует полную программу сестринских действий, направленных на улучшение здоровья, реабилитацию после болезни или поддержку в необратимых случаях.
4.7 Особенности практической деятельности студентов
Рис. 15 Измениться ли Ваше материальное положение после получения высшего сестринского образования.
Надежды на то, что получение дополнительного образования изменит их материальное положение имеют половина опрошенных студентов. 30% студентов , не надеются на увеличение заработной платы после получения диплома. Низкая оплата труда наиболее болезненный вопрос в сфере здравоохранения, решения, которые могли бы изменить бедственное положение медицинских работников пока не приняты.
Другие статьи:
Воспитание любви к живой природе у младших школьников на уроках
литературного чтения, посвящённых изучению произведений К. Г. Паустовского
Не менее важную роль, а скорее даже, наоборот, в экологическом воспитании младших школьников играют уроки литературного чтения, что отражено и в программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой. Обогащение чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружа ...
Возрастные особенности подросткового периода
Дети в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение кo взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период де ...