Революции эпохи Просвещения стали решающей главой в истории развития толерантности. Нидерландская революция, Английская, война за независимость США, Французская революция – таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII – XVIII вв. В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, как это и не звучит парадоксально, что в обществе больше мира, если не пытаются навязывать ему сверху религиозного единства.
Одними из самых ярких носителей толерантности эпохи Просвещения можно назвать Вольтера и Я.А.Коменского. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в XVII в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия. Вольтеру приписывают изречение: «Я могу быть не согласным с вашими суждениями, но я готов отдать жизнь за ваше право их высказывать». Это яркое изречение впоследствии стало афоризмом, выражающим классическую теорию толерантности. Кроме того Вольтер говорит и об этнической толерантности, которая играет большую роль в обогащении одного народа культурой другого. Это подтверждает ещё одно изречение Вольтера: «Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр». Вольтер, представитель эпохи Просвещения, призывает к этнической толерантности. Он говорит о необходимости изучения не только родной культуры, но и культуры других государств и в целом этносов. Это достаточно смелый призыв, так как он подразумевает под этим наличие у других культур столь же прекрасного и в какой-то мере чего-то более идеального, совершенного.
Если Вольтер озвучил идеи толерантности в эпоху Просвещения, то Я.А.Коменский попытался воплотить их в жизнь посредством идеи воспитания и образования в школе. Фундаментальной идеей Я.А.Коменского является пансофизм, то есть обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию – пансофии.
Эпоха Нового времени в истории человечества была связана непосредственно с формированием наций как таковых. В это время большое внимание уделяется именно гражданскому воспитанию и образованию. Происходит ущемление толерантности, а в итоге и толерантного воспитания в школах разных стран. Но необходимо отметить и положительные преобразования в школьной системе того периода. Новое время – это эпоха введения всеобщего обязательного образования. Юридически все общественные классы приобретали право на образование. А это своего рода проявление толерантности, а именно: социальной толерантности.
В первой половине ХХ века в мировой педагогике начинают происходить существенные сдвиги. Растет число педагогических центров, умножаются и усиливаются контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное бюро просвещения.
Другие статьи:
Экспериментальное исследование по развитию конструктивных умений
дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДОУ «Незабудка» с. Налобиха, Косихинского района в 2007-2008 учебном году с детьми 7-го года жизни, условно разделённых на две группы по восемь человек. Экспериментальная работа проводилась поэтапно: 1 этап – констатирующий эксперимент был направлен на выявление ...
Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...