Воспитание этнической толерантности как педагогическая проблема

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе » Воспитание этнической толерантности как педагогическая проблема

Страница 1

История Российского государства – это история освоения новых земель, присоединения новых народов, взаимоотношений различных этносов. Русская нация развивалась в процессе смешения и взаимопроникновения различных этнических групп. И поэтому очень тяжело признавать, что в последние годы для нашей Родины были свойственны такие процессы как: межэтнические конфликты, явления сепаратизма и национального экстремизма. И это происходит в одной из самых полиэтнических стран мира! Поэтому, отмечу, что на сегодняшний день наблюдается большой рост уровня заинтересованности общества в развитии толерантного поведения, и воспитании подрастающего поколения в духе этнической толерантности.

Интерес к полиэтническому толерантному воспитанию вызывает, в первую очередь, необходимость определения собственно сущности толерантности как общенаучного понятия.

Будучи понятием современной общественной мысли, толерантность используется в философии, психологии, социологии и педагогике. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

В разных странах понятие толерантности дается несколько по-разному. Например, в английском языке под толерантностью понимается готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещи. Во французском же языке толерантность – это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском языке быть толерантным означает – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском языке толерантность – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Персидский же язык толкует понятие толерантности как терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению. Ну, а в русском языке толерантность – это терпимость к иного рода взглядам, правам, привычкам.

Таким образом, можно сделать вывод, что одними из главных основ толерантности является терпение и уважение, испытываемые в отношении чего-то иного. При этом отмечу, что терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека.

Хотелось бы особо отметить именно английский вариант определения толерантности, так как в его понятии нет уничижения ни одной из сторон предполагаемого воздействия: «без протеста» воспринимается мир другого и подразумевается не нарушение собственно мира воспринимающего. При этом для толерантности не свойственны такие понятия как нейтралитет и пассивность. То есть толерантный человек не может быть пассивным или не оказывать никакого внимание на отличающийся от его мира мир. Человек, воспитанный в духе толерантности с уважением именно воспринимает другой мир, отличный от его собственного.

В социальном контексте, на основе выше сказанного, толерантность может пониматься, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. Здесь мне хотелось бы привести пример понимания толерантности Асмоловым А.Г., доктором психологических наук, заведующим кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ: «Толерантность заложена в эволюционный процесс как искусство компромисса, как принцип не навредить виду в целом, как искусство понимания иного».

Толерантный человек предстает перед нами как человек видящий мир во всем его многообразии, и при этом он признаёт это многообразие и готов выслушать и рассмотреть другое мнение, точку зрения другого человека. Толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Надо отметить, что толерантность не должна навязываться, она приобретается через информацию, через воспитание, через личный жизненный опыт.

Таким образом, обобщая выше сказанное, можно сделать вывод: основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Система хронологических представлений школьников
Ведущие методисты советского периода разрабатывали систему изучения хронологии, ими были разработаны различные методы и приёмы, позволяющие обеспечить на уроке усвоение хронологических сведений, варианты объяснения наиболее сложных тем, например: «Счёт лет в истории», «Соотнесение века с тысячелетием», «Реше ...

Содержание практики
Учебно-ознакомительная практика предусматривает: 1) предварительное составление студентом списка литературных источников по выбранному направлению; 2) посещение им организаций (не менее трех), деятельность которых соответствует выбранному студентом направлению, и сбор информации о них; 3) прохождение практик ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru