В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. А если всё же невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Очень точно описан главный принцип воспитания и формирования толерантности у подрастающего поколения доктором философских наук, профессором и основателем Российского независимого института социальных и национальных проблем РНИСиНП Мчедловым М.П.: «Толерантность воспитывается и утверждается в обществе не на абстрагировании от содержания национальных культурных традиций, отрицании особенностей этнических и конфессиональных культур и выработке некой новой глобальной духовности, условно говоря, - «культуры эсперанто», но на основе приобщения личности к своей этнической культуре и на этой основе – к общенациональной российской и мировой культуре, к их духовно-нравственному и материально-предметному содержанию, включающему исторический и современный опыт межкультурного взаимодействия и сотрудничества людей в гражданском обществе».
В этом контексте будет своевременным возвращение к определению этнической толерантности. Так как для нашего исследования очень важно рассмотреть и изучить понятие, именно, этнической толерантности.
Этническая толерантность – это умение терпимо, а главное – с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни. Этническую толерантность можно рассматривать как высшее достижение любого полинационального общества в сфере человеческого общения. Таким образом, в основе этнической толерантности лежит высокий уровень сознания человека, который владеет общепринятыми ценностями поликультурного социума и ценностями иных культур.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание.
Человек, воспитанный этнически толерантно, способен, активно защищая свою позицию, принять конструктивное мнение оппонента, невзирая на его этническую принадлежность. А также понять и принять допустимые обществом и рамками этого общества его культуры действия.
На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что этническая толерантность в полной мере зависит от уровня развития человека и является мировоззренческой установкой личности. Причем данная установка не может появиться только при рождении человека. Она либо воспитывается самим человеком, либо может намеренно культивироваться в процессе развития человека другими индивидуумами. Либо она формируется на основе этих двух аспектов при непосредственном их взаимодействии.
В итоге, этническая толерантность приобретается в процессе воспитания и самовоспитания личности.
Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – это длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим, основополагающим среди них является именно образование.
В итоге мы подошли непосредственно к рассмотрению проблемы воспитания этнической толерантности в школе.
Целенаправленное этнически толерантное воспитание, организуемое обществом, куда входят – семья, школа, общественные организации, протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности.
Другие статьи:
Исторические и методические аспекты изучения взаимосвязи национальных
литератур
В методике преподавания литературы в России уже с середины XIX века заметно стремление выработать определенную систему ознакомления учащихся с произведениями зарубежных писателей. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» (1848) указывал, что важнейшим фактором воспитания подрастающего поко ...
Использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов
в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами; наличие условий в группе для использования игр-загадок, кроссвордов, ребусов в работе с детьми, отношение взрослых(педагогов и родителей) к ...