Старшеклассников часто относят к юношескому возрасту. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Типичной чертой юности является "ролевой мораторий" (от лат. moratorium - отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли, не усваиваются всерьез и окончательно, их как бы примеряют к себе, стремясь попробовать как можно больше.
Отличие ведущей деятельности в старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами заключается в учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что школьники оказываются в новой социальной ситуации развития, связанной с выбором будущей профессии. Все ожидания, постановка целей, планирование и, наконец, тревоги и беспокойства связаны и направлены на будущее и проходят под лозунгом выбора будущего пути и жизненного самоопределения. Исследование этого момента в жизненном периоде школьников 12-16 лет дало результат, который показал, что проблемы будущего сознаются и переживаются ими наиболее сильно. Подобные переживания имеют отражение на отношениях в семье, школе, со сверстниками и т.п. Особенно, если социально-экономическое положение неустойчивое или же в школе складываются отношения между учителями и учеником как начальник-подчиненный. В результате педагогическая ситуация может нести напряженный характер и иметь на выходе мало эффективные плоды образовательного процесса. К тому же старшеклассники имеют страх не получить образование, которое хотелось бы иметь, не поступить в вуз, за которым следует проблема незнания того, какая профессия больше подходит.
На фоне переживаний и тревог за собственное будущее у старшеклассников, по мнению И.А.Зимней, качественно меняется учебная мотивация по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего.
К основным новообразованиям раннего юношеского возраста можно отнести особенности в сфере развития сознания. Старшеклассники демонстрируют новый тип рефлексии, охватывающий не только настоящее, но и будущее… считают себя равными взрослым, думают о будущем и строят жизненные планы, ставят своей целью преобразование общества взрослых, создают собственные теории и системы, также они остро ощущают потребность в самоутверждении, стремятся быть в компании не просто сверстников, но уже единомышленников, людей, разделяющих их интересы и взгляды на жизнь.
Отмечая психологические трудности юношеского возраста можно отметить несколько уровней:
- психофизиологический;
- психологический;
- личностный и межличностный.
На психофизиологическом уровне имеют содержание такие трудности:
- незавершенность физического развития;
- синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность);
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- высокий уровень личностной тревожности;
- особенности высшей нервной деятельности.
Психологический уровень отражает трудности такого характера, как:
- задержка развития теоретического мышления;
- отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти;
Другие статьи:
Ознакомление с животными в повседневной жизни
Живой уголок Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста. Но чтобы на ...
Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин изучающих речь. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения ...