Развитие воображения у дошкольников

Страница 1

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессам воображения характерен аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу. Иначе говоря, воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Бывает пассивное и активное воображение. Их различают по степени активности. Также, в зависимости от самостоятельности и оригинальности воображение делится на творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, которые соответствуют описанию. А творческое воображение – это создание новых образов. Еще воображение можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное. По этому критерию воображение разделяют в зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ.

В качестве предпосылок развития воображения выступают представления, которые присущи ребенку на втором году жизни. Примерно в возрасте 1,5 года ребенок уже узнает изображенное на картинке. Но рисунок никогда не бывает абсолютной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Этот рисунок выделяет самое существенное в реальном объекте и выступает его знаком. И именно воображение помогает воспринять изобразительный знак. Воображение достраивает то, чего не хватает на картинке и что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При таком узнавании ребенок не достраивает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека. Нам кажется, что воображение ребенка очень богатое, но на самом деле это не так. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно. Отсутствие такого знания можно назвать и недостатком и достоинством детского воображения. Ребенок легко объединяет разные представления и некритически относится к полученному результату. Такое явление очень заметно у детей младшего дошкольного возраста (три – четыре года).

В реальности дошкольник не создает ничего нового, но для самого ребенка характеристика новых образов имеет большое значение. До пяти – шести лет, т.е. на протяжении практически всего дошкольного возраста, у детей отсутствует замысел или он очень неустойчив и легко разрушается. Для взрослого человека мечта выступает в качестве так называемого побудителя к действию, а у дошкольников комбинации образов бесперспективны. Он фантазирует только для того, что бы фантазировать. Ребенка привлекает сам процесс создания новых ситуаций, событий, персонажей. И весь этот процесс имеет яркую эмоциональную окрашенность.

Воображение, которое только начинает развиваться имеет неразрывную связь с предметом. В этом случае предмет выступает в качестве опоры. Ребенок трех – четырех лет, в игре, не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Ребенок представляет стул кораблем только тогда, когда действует с ним. Например: увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал «продавцом». Для младших дошкольников в игре опорой выступают игрушки, а вот для средних и старших – является выполнение взятой на себя роли.

Воображение ребенка развивается и постепенно переходит к игровому действию с предметом, которого в реальном мире не существует. В игре ребенок придает предмету новый смысл и представляет действие с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

Примерно, к 4 – 5 годам у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В первую очередь это проявляется в игре. А также в ручном труде и при рассказе и пересказе. У дошкольников в пять лет начинают появляться мечты о будущем. Приведем такой пример: Даша (5 лет 3 месяца) хочет быть феей и объясняет свое желание тем, что у феи есть крылья и она сможет летать как самолет. И может полететь по небу в Симферополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, которая направлена на преобразование окружающего мира. Теперь опорой для создания образа служат не только реальные объекты, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Ребенок сочиняет сказки, продолжающиеся истории.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Методики изучения звукопроизносительной стороны речи у детей
Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и од ...

Специфика деятельности специальных образовательных учреждений VI вида
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в России: - Министерство образова ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru