Фундамент теории игры, как важнейшего средства воспитания, в отечественной педагогики заложили исследования К.Д. Ушинского и Е.И. Тихеевой.
Широкие воспитательные возможности игры вскрыли исследователи-педагоги Д.В. Менжерицкая, Р.И. Жуковская. Они считают, что изучение развития игры в дошкольном возраста обнаруживает ее основную особенность - игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней работает мысль, игра богата эмоциями, она всегда требует активной деятельности, волевых усилий.
В игре реализуется потребность ребенка в общении. Исследования А.В. Запорожец, Н.В. Неверович, М.И. Лисиной дали возможность установить существенные сдвиги в эмоциональной сфере при переходе от раннего к дошкольному детству в связи с развитием взаимоотношений ребенка с окружающим миром, с изменением общего характера его деятельности.
Во-первых изменяется содержание аффектов, выражающееся в появлении особых форм сопереживания, сочувствия другому лицу, без чего общение и совместная деятельность были бы невозможны.
Во-вторых изменяется содержание аффектов, появляется, опережающие эмоциональные переживания, предвосхищение последствий выполняемых действий.
В-третьих, изменяется сама структура эмоциональных процессов, в состав которых включаются познавательные различные процессы (сложные формы восприятия образного мышления, воображения).
На ведущую роль игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста указывают и многие зарубежные исследователи (К. Грос – 1916, В. Штерн - 1922, К. Бюллер - 1924, З. Фрейд - 1925, Г. Гельмут, К. Клейн - 1927, Ж. Пиаже - 1951, К. Коффка - 1964 и др.)
Характерной особенностью подавляющего большинства психологических теорий, распространенных за рубежом, является биологизация человеческой психики. Сторонники этих теорий отводят предпочтение игре, ее роли в психическом развитии ребенка, но подходят к этому вопросу с натуралистических биологизаторных позиций.
По мнению многих отечественных исследователей (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн) игра имеет большое значение и для развития воображения и эмоционально-чувственной сферы ребенка и оказывает воздействие в целом на развитие личности.
А.Н. Леонтьев считает, что игровое действие рождается не из воображаемой ситуации, а наоборот, воображаемая ситуация рождается из своеобразия строения игровой деятельности.
Современная отечественная педагогика рассматривает дидактическую игру как средство всестороннего воспитания личности ребенка и как форму организации жизни детей, как средство закрепления и обобщения знаний.
В научных исследованиях в большей мере уделяется внимание играм обучающего характера, в дошкольной педагогики определены как «игры-занятия». (Р.И. Жуковская, А.А. Анциферова, В.В. Кондратова, А.Н. Фролова и др.) В этих исследованиях игры рассматриваются как способ эмоционально- действенного обучения дошкольников. При этом инициатива в игре в основном отводится взрослому, в разработке сюжетов игр, в выборе средств для - их реализации, в организации самих игр. Часто детям отводится пассивная роль.
О.П. Янковская изучает роль дидактической игры природоведческого содержания и закрепления знаний старших дошкольников на занятиях. Вопросом использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников занималась Е.Ф. Иваницкая. Важной мыслью в работе было внимательное отношение воспитателя к выполнению правил игры. Нарушение правил влечет за собой и разрушение игры, так как дидактические игры, как и подвижные без правил немыслимы.
А.Н. Леонтьев, придавая большое значение, игра с правилами в развитии личности дошкольника, отмечает, что овладеть правилами, это, значит, овладеть своим поведением, научиться управлять им. Значительный вклад в развитие теории дидактических игр и в практику их использования в детском саду внесла А.М. Сорокина. Основное место в ее работах занимают игры по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Если в теоретическом плане автор четко определяет суть дидактической игры и ее отличие от игр-занятий, то в сборнике отдает инициативу воспитателю в играх.
Многие из описанных игр можно скорее отнести к играм - занятиям, играм- упражнениям. Кроме того, в таких играх, на наш взгляд, не выражены четко игровые правила и действия.
Рассматривая дидактическую игру как метод обучения необходимо выяснить, является ли она методом, с помощью которого передаются знания. Анализ литературы и содержания самих дидактических игр приводит к выводу, что возможность игр в решении данной задачи ограничены.
Однако дидактическая игра является эффективным методом решения второй задачи обучения, а именно – усвоения знаний, овладения способом познавательной деятельности, умениям и навыкам. Следует отметить, что в теории дошкольной педагогики исследовались дидактические игры, как средство усвоения и закрепления знаний.
Другие статьи:
Психолого-педагогические условия эффективности работ над исправлением
акцентологических ошибок
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого ...
Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе
Чувство времени – природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир. Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возрас ...