Влияние возрастных особенностей учащихся на построение урока

Педагогика как наука » Влияние возрастных особенностей учащихся на построение урока

Тема возрастных особенностей имеет актуальное звучание во многих областях науки. Важность учета возрастных особенностей школьников играет не последнюю роль в эффективности педагогического процесса.

Возрастные особенности школьников проявляются в процессе развития: физического, физиологического, психического, социального и духовного. Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие ученика подразумевает под собой изменения роста, веса, силы, пропорций тела. Физиологическое развитие – изменение функций организма в области сердечнососудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения, гормонального фона и т.д. Психическое развитие характерно усложнением процессов отражения человеком (учеником, в том числе) действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций. Социальное развитие состоит в постепенном вхождении ученика в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Духовное развитие человека означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Несомненно, что все области развития играют немалую роль в педагогическом процессе, и что они не могут существовать один без другого, потому как "психическое развитие – это целостное развитие всей личности" (Л.С.Выготский). Однако, в данной работе преимущественное внимание будет уделяться возрастным особенностям психического развития современного школьника.

Возрастные новообразования – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Кроме существующих возрастных кризисов в развитии психики ребенка выделяют также линии: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Целью рассмотрения данной темы является выявление возрастных особенностей современных школьников как фактора совершенствования педагогического процесса и построения урока.


Другие статьи:

Организация и руководство процесса развития музыкально-эстрадного коллектива
Когда эстрадный коллектив сформирован, распределены инструменты и руководитель определил для себя основное направление работы, проводится организационное собрание самодеятельного коллектива, на котором руководитель разъясняет участникам цели, задачи, порядок и формы работы эстрадного оркестра или ансамбля. Д ...

Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской
а) Структура программы. Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru