Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Развитие пространственных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи » Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 5

Особенности личности ребенка с ОНР связаны с нарушениями центральной нервной системы, являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Итак, анализ научных исследований показал, что научных исследований в области изучения личностных особенностей не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. Причем с полным основанием можно говорить о нарушении всех трех сторон процесса общения, выделяемых психологами: коммуникативной (Р.Е. Левина ), так как обмен информацией нарушается и за счет трудностей в передаче ребенком и восприятия собеседником сообщения, и по причине особенностей программирования высказывания; интерактивной (А.И. Захаров), так как страдает построение общей стратегии взаимодействия и перцептивной стороны общения, так как ребенок «задерживается» на более ранних формах общения и не может полноценно воспринять собеседника, составить о нем представление.

Также, М.И. Лисина приводит формы общения, характерные для детей от четырех до семи лет и в норме сменяющие друг друга: ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При речевой патологии наблюдается «застревание» ребенка на одной из форм.

Естественным следствием нарушения общения является нарушение процесса развития игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Об огромном значении игры в процессе формирования личности ребенка говорили Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и другие. Указанные выше речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры, на формирование игры как деятельности.

И, конечно, у дошкольников с ОНР нарушается социально-личностное развитие. В итоге они не так хорошо и свободно адаптируются к сверстникам, страдает их самооценка, повышается уровень тревожности. Такие дети дезадаптированы.

Таким образом, дети с ОНР нуждаются в мероприятиях, направленных не только на коррекцию речи, но и коррекцию личностных особенностей, и развитие умений и навыков общения. Эту задачу невозможно решить без знания личностных особенностей этих детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эмоциональны ...

Проблемы патриотического воспитания в условиях современного российского образования
В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации н ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru