Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком - эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребности в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т.д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями.
Нервно-психологической основой эмоционального переживания человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменением ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Для каждого эмоционального переживания характерны определенные изменения во внутренних органах человека. По всем изменениям в целом, происходящим в организме человека в эмоциональном состоянии, можно легко определить чувство или эмоциональное состояние, испытываемое человеком в определенный момент.
Эмоциональные переживания человека тесно связаны со второй сигнальной системой. Самые различные переживания возникают у человека в процессе беседы, слушании рассказа о том или ином событии, случае. Слово, речь способствуют осознанию человеком эмоциональных переживаний, контролируют чувства и эмоции.
Любая деятельность человека неразрывно связана с проявлением эмоций и чувств. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека проявляется по-разному. В связи с этим различают активные и пассивные эмоции.
Активные (стенические) – это переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, вызывают активную деятельность. Это радостные, приятные переживания.
Пассивные (астенические) – это переживания, которые снижают жизнедеятельность человека, расслабляют его волю, лишают энергии. Это неприятные переживания.
Иногда одни и те же эмоции (страх, радость, горе и т.п.) могут вызвать как пассивную, так и активную реакцию человека. Различное действие эмоций обусловлено особенностями конкретной личности, и в частности, привычной для данной личности формой поведения. Определенное значение имеют и условия конкретной ситуации, в которой возникают переживания человека.
В процессе любой деятельности, в зависимости от этапа выполнения деятельности, можно наблюдать еще одну противоположность в эмоциях – напряжение или облегчение (разрешение).
Напряжение наблюдается в решающие моменты деятельности, которые определяют собой успех или неудачу. Напряжение нарастает по мере приближения критических моментов, а также после того, как они минуют, наступает облегчение (разрешение).
Большое значение в характеристике эмоциональных состояний имеют различия в силе и глубине их протекания.
Сила определяется тем, насколько эмоциональное состояние выражается внешне. Глубина связана с основными жизненными отношениями человека к предметам и явлениям действительности.
В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это настроение, аффекты, страсти.
Настроение – это более или менее устойчивое состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека.
Настроения вызываются самыми различными явлениями и событиями действительности, имеющими определенное значение для человека (успех или неудача в работе, радостное или печальное известие, приятный или неприятный разговор и т.д.), физическим самочувствием.
Настроение всегда имеет причину и может быть различным по своей продолжительности – проходящее и устойчивое.
Аффект - исключительно сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция на объекты и явления действительности.
Аффективное состояние ярко выражается внешней специфической мимикой и жестикуляцией (плач, гнев, крик, судорожные движения, хохот и т.п.). Аффектами трудно, но можно управлять. Чем выше моральные качества личности, чем прочнее и у человека выработаны стойкие формы и привычки поведения, тем больше имеется возможностей в управлении аффектами.
Другие статьи:
Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
Для достижения эффективной и устойчивой компенсации нарушений зрительного восприятия предложен новый междисциплинарный подход. Этот подход основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психической деятельности Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории системной организаци ...
Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного
аппарата
В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка сп ...