Материал и методика исследований

Страница 6

удовлетворенности отношений учителя биологии к своим ученикам

определение уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б. Блуму);

анализ успеваемости по предмету.

В ходе проведения исследования нам удалось установить влияние использования данного метода на:

• развитие познавательных способностей личности ученика;

• формирование положительной мотивации учения;

• развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;

• удовлетворение потребности личности в общении, познании, уважении, творчестве, самоактуализации и самоутверждении.

Исходя из результатов представленных в таблицах 3.1., 3.2., можно сделать вывод о том, что применение эксперимента в качестве метода преподавания биологии рационально и может достаточно ощутимо влиять на изменение атмосферы урока в целом.

Так, на начало исследования 54, 1% учащихся свое отношение к предмету биология выразили как положительное (таблица 3.1.), а концу исследования – 70,8%. Таким образом, прирост числа учеников положительно относящихся к данному предмету составил -16,7%, что говорит не только об изменении психологического климата на уроке, но в первую очередь показывает изменение мотивации учения. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, а становится такой формой обучения, когда формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией, способами деятельности, ситуациями озарения и творчества. В конечном счете, ученик испытывает ощущения успешности и самоутверждения.

Такое изменение ситуации на уроке показывает и тест на выяснение удовлетворенности отношением учителей к ученикам. Так на начало исследования положительное отношение учителя биологии к своим ученикам составило 62,5% (таблица 3.2.), а на конец исследования – 83,3%, что также указывает на изменение атмосферы на уроке в лучшую сторону, в сторону уважения, творчества и самоактуализации.

Сводная карта изучения отношения учащихся к предметам (по О.Иллей)

Выборка для предмета « биология»

Школа: Элвгинская средняя общеобразовательная школа класс 6

Классный руководитель: Нармаева Г.М. Количество опрошенных –24

Таблица 3.1. Отношение к предметам (биология)

Положительное

Безразличное

Отрицательное

Декабрь 2009 года

13

9

2

Январь 2010 года

14

8

2

Февраль 2010 года

17

7

--

Таблица 3.2. Удовлетворённость отношением учителей к ученикам (биология)

Положительное

Безразличное

Отрицательное

Декабрь 2009 года

15

9

1

Январь 2010 года

19

4

1

Февраль 2010 года

20

4

-

Анализ данных по уровню развития познавательных способностей учащихся показал, что в период проведения работы с классом произошел рост числа учащихся находящихся на уровне «понимание» и «применение», однако количество учеников достигших уровня «синтеза» и «оценки знаний» в исследуемом классе мало. Данные педагогического исследования фиксировались в декабре 2009 года, далее в январе и в феврале 2010 года, таким образом, мы получили результаты представленные в таблице 3.3.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Способности и одаренность младших школьников
Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы. Младший школьный возраст ¾ период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характер ...

Педагогические функции персонального компьютера в учебно-воспитательном процессе
Для обоснования эффективности использования компьютерной техники в качестве средства обучения необходимо дать ответы на следующие основные вопросы: Какие конкретные, собственно педагогические функции могут быть возложены на компьютер в учебно-воспитательном процессе? Какими требованиями следует руководствова ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru